Лицей — учебное заведение полного среднего образования с углубленным изучением общеобразовательных предметов.
Обучение в лицее — это второй и третий уровни образования (8 — 11 классы). В большинство лицеев ведется конкурсный прием: нужно сдавать вступительные экзамены, проходить тестирование, собеседования.
Родители учащихся подают заявление в период, устанавливаемый ежегодно приказом директора лицея. К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих образовательные достижения учащихся табель с отметками и дипломы, грамоты (за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах и т.д.
Прием ведется в мае-июне.
В 10-11 классах лицеев организована вузовская семестровая система обучения, включающая лекции, семинары, лабораторные работы, зачеты, экзамены, чтение специальных курсов. Оценки об успеваемости в семестре выставляются в зачетные книжки.
В конце учебного года лицеисты сдают экзамены и зачеты.
В лицеях, прикрепленных к вузам, преподают преподаватели этого вуза, там же школьники проходят практику.
Главная идея всего образование в лицее заключается в том, что дети с высокими мыслительными способностями и интеллектуальными умениями поддерживали и развивали свои способности. Для этого разработаны методики преподавания и учебные курсы.
Лицеи стали появляться в России в XIX веке. Первыми были открыты Царскосельский, Ришельевский и Волынский лицеи, чуть позже — Демидовский и Нежинский.
Лицеи занимали в системе образования промежуточное положение между гимназией и университетом, а порядок работы напоминал университетский. Лицеисты получали энциклопедическое образование.
Во второй половине XIX века лицеи претерпели серьезные изменения. На базе многих открыты университеты или институты, на базе остальных — учебные заведения с жестким профилем, по сути — один факультет.
В 1917 году лицеи были закрыты, и были реабилитированы лишь в конце 80-х годов 20 века.
В 1991 году лицеи вернулись «Инновационное учебное заведение России». В них формировалась «интеллектуальная элита».
Лицей, как особый тип учебного заведения, продолжает и сегодня быть интересным для тех, кто видит рациональное зерно в его структуре, методах управления, целостной системе учебно-воспитательного процесса.