Гимназия — государственное учебное заведение средней степени с углубленным изучением гуманитарных наук. Гимназия имеет более высокий статус, чем обычная школа: в дополнение к базовым знаниям ребенку дается возможность интересного, многостороннего, универсального развития.
Обучение в гимназии ориентировано на выявление интересов и способностей ребенка, развитие его потенциала, формирование разносторонней и гармоничной личности. Именно в гимназии ребенок может проявить свои личные интересы к какой-либо науке, стороне знаний. Школьник получает универсальное, многостороннее образование, благодаря чему он имеет больше шансов проявить свой личностный потенциал. Обычно под гимназическим образованием понимают единство трех компонентов: это гуманитарная направленность, расширенные и углубленные программы, высокий уровень знаний учащихся.
Прием в гимназии и лицеи осуществляется на конкурсной основе при наличии свободных мест, для школьников со 2 ступени образования (5-11 классы).
Желающие поступить в гимназию проходят собеседование, тестирование и контрольные работы по основным предметам (русскому языку, математике), знанию иностранных языков, общей эрудиции.
Многие гимназии организуют подготовительные курсы.
Прием ведется в мае-июне.
Первые гимназии возникли в Греции. В каждом греческом городе была одна или несколько гимназий. Несмотря на то что, культура тех времен превозносила физическое образование над общим, в гимназиях вели свои беседы философы, риторы, ученые и др.
Гимназия, как среднее учебное, не «элитное» заведение, ведет свое начало с XVI века. Там преподавались грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия, логика, физика и этика.
С эпохою возрождения в школьную систему проникает новое направление — классическое, скоро вытеснившее средневековое, схоластическое образование.
Очень скоро, уже в конце XVI века, гимназии стали господствующими по всей Западной Европе за счет широты предлагаемого образования. Охватывая все тогдашнее среднее образование, они служили почти исключительно подготовительными заведениями для предназначавших себя к университетским занятиям.
История гимназий в России ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701г. в Немецкой слободе. Ее открыл боярин Нарышкин, дети (по официальному названию) обучались «языкам и философии мудрости». Программа включала, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию.
Важно, что школа было открыта для всеобщей, всенародной пользы, где могли учиться все желающие. Обучение было бесплатным и состояло из трех классов: начального, среднего и верхнего. Впоследствии она была переведена в Петербург и преобразована в курсы иностранных языков.
Перелом в истории гимназического образования произошел в начале XVIII века, когда при Академии наук была открыта гимназия для подготовки к военной и гражданской службе. Главными предметами в гимназии были латинский, греческий, немецкий и французский языки, риторика, логика, история, арифметика.
В связи с революционными событиями 1905 года Министерство ввело новый учебный план, согласно которому на первое место вышли училища, поскольку получали более общеобразовательный характер.
Планировалось ввести 11-летнее обучение. По новой системе в гимназию принимались дети всех сословий с 10 лет. Все предметы, преподаваемые в гимназии, разбивались на общеобразовательные и воспитательные.
После революции 1917 года система гимназического образования в стране была разрушена, чтобы возродиться в конце 80-х гг.