08.10.2014
Школьное образование, как инновационное, так и классическое, должно быть доступно всем детям, независимо от их социально- экономического статуса, считает президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, академик РАО Виктор Болотов.
Эта проблема, а также основные тренды и события в сфере образования обсуждались в рамках мультимедийного круглого стола на тему: «Будущее современной российской школы», который состоялся в среду в РИА Новости.
Руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина напомнила, что в России планируется реализация государственной программы «Развитие образования», рассчитанной на 2013–2020 годы. Ее результатом, в частности, станет создание во всех общеобразовательных учреждениях условий, соответствующих требованиям государственных стандартов. Также госпрограмма должна помочь улучшить результаты российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS,PISA).
«Кроме того, до конца реализации программы должна повыситься эффективность использования бюджетных средств, а также будет обеспечена финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования. Таким образом, к 2020 году привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров должны значительно повыситься», — подчеркнула Тюрина.
В свою очередь, исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Марк Агранович отметил, что для обеспечения будущего современной школы необходимо не только улучшение технического и аппаратного оснащения всех учебных заведений страны, но и овладение как учителями, так и учениками навыками XXI века.
«Нами было реализовано исследование «один ученик — один компьютер». Участниками проекта стали пять пилотных школ и школы контрольной группы Татарстана, которые по основным характеристикам аналогичны пилотным школам. Почти по всем показателям пилотные школы продемонстрировали значимо лучшие результаты, чем школы контрольной группы», – сказал Агранович.
Он подчеркнул, что дети, благодаря использованию коммуникативных возможностей интернета, «стали более ориентированы на образование». «У них в большей степени развилось умение самостоятельно учиться, стал шире кругозор и повысилось стремление к знаниям. Кроме того, учащиеся пяти пилотных школ показали высокую способность работать с информацией, а также умение и стремление работать в группе. Таким образом, стало ясно, что современное аппаратное оснащение помогает не только развитию профессиональных навыков будущих специалистов, но и их моральному становлению», – заключил Агранович.
Виктор Болотов поддержал коллегу, добавив, что, помимо технического развития школ, крайне важным является профессиональная подготовка учителей, а также их адаптация к новым принципам образования.
В свою очередь, заместитель директора Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ Надежда Дерзкова акцентировала внимание на важности подготовки квалифицированных руководителей образовательных учреждений. «Руководитель школы должен уметь и создавать условия для получения образования всеми детьми, независимо от их социально-экономического статуса. В нашем Центре существует семь магистерских программ подготовки директоров и учителей. И все они уже доказали свою эффективность», – рассказала Дерзкова.
В заключении Наталья Тюрина сообщила, что эти и другие темы будут широко освещены в рамках всероссийской практической конференции «Эффективное управление образовательной организацией», которая пройдет 29-30 октября в Москве.
Источник: РИА Новости