19.01.2012
Существенное изменение в системе школьного образования, актуальное для жителей крупных городов,— первоочередное право (утверждено президентом Медведевым в конце минувшего года, вступило в силу с 1 января 2012 года) на места в начальных классах для детей, проживающих рядом со школой.
В прошлом году московские власти пытались ввести такую норму, однако из-за противоречий с федеральным законодательством ничего не вышло. «Принять в популярную школу всех желающих, как фактически подразумевалось законом, естественно, невозможно, — говорит Олег Смолин. — Понятно, что критерием приема в элитные школы во многих случаях являются деньги родителей. Соответственно, принимая поправку к закону «Об образовании», дающую преимущество по такому критерию, как местожительство, мы, депутаты, просто выбрали меньшее из двух дискриминирующих зол». По словам Олега Смолина, новое правило распространяется на гимназии, лицеи, центры образования и прочие школы с углубленным изучением отдельных предметов. Исключение сделано только для отдельных видов школ вроде балетных, музыкальных или спортивных.
Пока же московские школы выясняют ожидающий их расклад — с 2012 года в столице действует предварительная запись в первый класс по интернету.
«На самом деле, это никакая не запись, а фактически просто сбор предварительных статистических данных, — говорит Алексей Воронцов. — Реальная запись будет осуществляться, как и в прошлом году, в апреле на основании личного визита с документами. Зато, на основании записи в интернете директоры школ и окружные управления образования получат представление, в каких школах грядет вал заявлений, а в каких ожидается недобор. Большинство заведений осуществят электронную регистрацию до февраля, так что до апреля остается два месяца как раз на «работу с родителями».
Еще один глобальный эксперимент в школьном образовании, начавшийся в столице в 2011 году, имеет все шансы вызвать общественный протест или же просто тихо заглохнуть. Речь идет о внедрении в столице системы финансирования учебных заведений и начисления зарплаты учителям в зависимости от качества (результатов) обучения. Качество оценивается по огромному числу параметров, что, естественно, порождает масштабное крючкотворство. «Новая система привела к тому, что учителя забыли про детей и непрерывно пишут отчеты, составляют программы и портфолио,— рассказывает Алексей Воронцов.— На обеспечение новой системы в 2011 году действительно выделили дополнительные деньги, но потрачены они бездарно — в качестве образования пока нет изменений в лучшую сторону».
Новая система финансирования подразумевает, что чем качественнее школа дает знания, тем больше денег ей выделяют, и чем качественнее работает тот или иной учитель, тем выше у него зарплата. В 2011 году повышение качества просто профинансировали из бюджета, но раскошелится ли государство вновь, если это отчетное качество будет расти и дальше?
Одна из актуальных идей реформы — позволить школам оказывать платные услуги (естественно, образовательные), и это не только востребованные языковые курсы, секции танцев в актовом зале и карате — в спортивном, а еще и дополнительные занятия по основным предметам. Зарабатывать таким образом школы формально имели право с 1992 года, но им это было невыгодно — заработанное поступало в ведение управлений образования. Чтобы распоряжаться этими деньгами самостоятельно, школа должна перейти в статус автономного учреждения (согласно ФЗ-83, действующему с 2011 года). Однако процедура такого перехода, по крайней мере в столице, пока не отработана.
Источник: Коммерсант