17.05.2011
На совещании у президента министр Андрей Фурсенко доложил о новом приказе Минобрнауки. Документ вводит в школах психологическое тестирование, а также ставит школьников перед выбором: либо соблюдать правила школы и соглашаться на тестирование, либо идти против этих правил, но тогда школа может на это соответственно реагировать.
Совещание у президента стало продолжением ранее прошедших встреч, посвященных детям. На этот раз глава государства предложил поговорить об организации питания и медицинской помощи в детских садах и школах.
Ситуация со здоровьем подростков действительно не лучшая. «Абсолютно здоровыми, по данным Минздравсоцразвития, можно назвать только 10 процентов выпускников школ, — подчеркнул Дмитрий Медведев. — Более половины детей считаются имеющими ослабленное здоровье, и значительная часть детей в возрасте до 14 детей приобретают хронические болезни». Это стало причиной того, что глава государства поставил задачу углубленной и сплошной диспансеризации школьников.
Но системные проблемы одной диспансеризацией не решить. «Сегодня в значительной части российских школ отсутствуют медицинские кабинеты. Либо они имеются, но там стоят только стулья, столы, и больше ничего», — заявил президент. В третьей части российских школ медицинских кабинетов нет вообще. Это, как правило, заметила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, в сельских школах их обслуживание ведется силами фельдшерско-акушерских пунктов.
К компетенции школьных врачей — там, где они есть, тоже имеются претензии. «Порой единственное, что может сделать школьный доктор, — это позвонить в «скорую помощь», — отметил глава государства. Во многих школах ставки медицинских работников либо вообще сокращены, либо остаются вакантными. Набрать в школы специалистов тоже непросто: на такую работу идут крайне неохотно, что объясняется низкой зарплатой. Хотя уровень оплаты труда и несколько повысился, заметила Голикова, в среднем он все равно составляет 50-65% от зарплаты медицинского персонала среднего звена.
«Пора менять эту ситуацию. При этом мы должны придумать такие предложения, которые будут эффективны и работоспособны, — призвал Дмитрий Медведев. — Не следует идеализировать то, что было. И в советские времена такого рода кабинеты были во многом формальными».
Другая сторона вопроса здоровья детей — это их правильное питание в школах. В 48 регионах приняты, а в 24 подготовлены муниципальные и региональные программы по совершенствованию питания в общеобразовательных школах. «Это неплохой результат, потому что несколько лет назад у нас еще ничего не было», — считает президент.
За четыре года практически во всех регионах, которые участвовали в первом эксперименте по улучшению питания школьников, показатели здоровья детей улучшились. «Экспериментировать хватит. Надо переходить уже к развитию этой системы по всей стране», — заключил Медведев.
«В каждой региональной программе развития образования должен быть соответствующий раздел, — заявил глава государства. — Именно там должны закладываться основы этой программы: как она должна финансироваться. И в значительной мере за нее должны отвечать все, кто организует здравоохранение и образование в регионе».
Прошедшее обсуждение было установочным. Позже президент намерен провести еще одно совещание, посвященное здоровью детей, на котором будут подведены итоги дискуссии.
Источник: Российская газета