29.03.2017
На Всероссийской конференции Ассоциации учителей истории и обществознания руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал о введении в штатный режим всероссийских проверочных работ (ВПР) для учащихся 5-х классов в 2018 году.
«В 2017 году состоится апробация ВПР по истории в 5-х и 11-х классах, в следующем – в 5-х классах ВПР по истории планируется ввести в штатный режим», – заявил глава ведомства на Всероссийской конференции Ассоциации учителей истории и обществознания.
Апробация Всероссийских проверочных работ по истории в 2017 году пройдет 25 апреля в 5-х классах и 18 мая – для учащихся 11-х классов, не выбравших этот предмет для сдачи единого государственного экзамена.
Руководитель Рособрнадзора отметил важность системной подготовки на протяжении всего курса изучения истории в школе. "Всероссийские проверочные работы, как часть единой системы оценки качества образования, призваны своевременно диагностировать пробелы в знаниях. Когда непонимание нарастает как снежный ком – становится все труднее учиться дальше. Возникают проблемы в написании государственной итоговой аттестации. Всероссийские проверочные работы позволяют школам проводить самодиагностику, информировать родителей об уровне знаний ребенка, принимать меры к совершенствованию качества преподавания", - сказал Сергей Кравцов.
По словам руководителя ведомства, взаимодействие Рособрнадзора с профессиональным, в том числе, историческим сообществом носит системный характер. В апреле-мае 2015 года по предложению Российского исторического общества проведено масштабное изучение профессиональных компетенций учителей истории. В 2016 году совместно с Ассоциацией учителей истории и обществознания – НИКО по истории в 6-х и 8-х классах.
В 2016 году в ЕГЭ по истории было введено историческое сочинение, исключены задания с выбором одного ответа, блоки заданий нацелены на проверку определённых элементов историко-культурного стандарта. Кроме того, начиная с 2017 года, выпускникам 9-х классов для получения аттестата об основном общем образовании необходимо будет успешно сдать не только обязательные предметы, русский язык и математику, но и два предмета по выбору, среди которых история. В 2014-2015 учебном году историю сдавали менее 1% выпускников 9-х классов, в 2016 экзамен по этому предмету выбрали уже почти 10% выпускников.
Академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян в своем выступлении отметил эффективность форматов профессионального обсуждения. Также он добавил, что будет продолжена доработка историко-культурного стандарта – соответственно, сохраняется возможность внесения изменений, как в стандарт, так и в учебные пособия.
К продолжению взаимодействия участников педагогической конференции призвал и Сергей Кравцов. В ходе сессии вопросов-ответов он обратился с предложением высказаться относительно заданий ВПР для 11-го класса, опубликованных на сайте ФИПИ.
Справочно: |
Единая система оценки качества образования, наряду с ВПР, включает: государственную итоговую аттестацию для учащихся 9-х и 11-х классов, национальное исследование качества образования (НИКО), исследования компетенции учителей, участие в международных исследованиях. ВПР – это такие же контрольные работы, только проводятся они по федеральным заданиям. Школьники пишут их вместо обычных школьных контрольных. Организация ВПР предусматривает единые: расписание, тексты заданий, критерии оценивания. |
В 2017 году участие школ в ВПР в 4-х классах является обязательным, в 5-х и 11-х классах – по решению школы. |
В варианты всероссийских проверочных работ включаются задания, проверяющие наиболее значимые и важные для общеобразовательной подготовки учащихся элементы по каждому учебному предмету. Не используются задания с выбором ответа из готовых вариантов. Задания составляются в формулировках, принятых в учебниках из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования и науки РФ для использования в школах. Содержание заданий определяется федеральными государственными образовательными стандартами. |
Проверка работ участников ВПР осуществляется в день проведения работы коллегиально учителями школы. После проверки работ результаты вносятся школами через личные кабинеты в единую информационную систему, с данными которой могут работать эксперты. |
На федеральном уровне результаты используются для развития единого образовательного пространства страны, формирования единых ориентиров в оценке результатов обучения, мониторинга введения федеральных государственных образовательных стандартов. На региональном – для диагностики качества образования, формирования программ повышения квалификации учителей. Управленческие решения по низким результатам не принимаются. |
Источник: Рособрнадзор