02.12.2016
По итогам международного исследования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), оценивающего качество математического и естественнонаучного образования российские школьники продемонстрировали высокий уровень математического и естественнонаучного образования, существенно превышающий средние показатели в мире.
Как сообщает ТАСС, результаты российских учащихся 4-х классов по математике (564 балла) и по естествознанию (567 баллов) существенно превышают среднее значение международной шкалы TIMSS. По результатам исследования TIMSS, проведенного в 2011 году, Россия занимала 10-е место в этом рейтинге. Теперь российские четвероклассники вышли на 7-е место, оставив позади Англию, Финляндию и Бельгию, США, Германию, Францию, Австралию и Канаду. Наши школьники закрепились в группе мировых лидеров, среди которых также оказались Сингапур, Гонконг, Республика Корея, Тайвань и Япония.
Уровень подготовки российских школьников 4-х классов по естествознанию значительно превысил результаты учащихся большинства стран - участниц TIMSS, в результате наша страна заняла 4-е место в рейтинге, обойдя Финляндию. Школьники 43-х стран (среди них Гонконг, Тайвань, США и все участвовавшие в исследовании страны Европы) показали естественнонаучные знания ниже, чем у школьников из России.
По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, "образовательный стандарт 2009 года изменил приоритеты в начальном образовании. Акцент с формирования предметных знаний, умений и навыков сместился на развитие у младшего школьника умения учиться, формирование способности применять знания для разрешения типовых и новых учебных и практических ситуаций. Приоритетными задачами стали развитие интереса к изучаемым предметам и формирование личностных качеств".
Итоги исследования подтверждают позитивный эффект внедрения федерального государственного образовательного стандарта начальной школы. По сравнению с результатами 2011 года российские четвероклассники показали высокий уровень подготовки по математике и естествознанию: по уровню математической грамотности поднялись на 21 балл, естественнонаучной - на 15 баллов. Они способны применять свои знания для решения достаточно сложных задач и обосновывать свое решение, а значит, эффективно продолжать обучение в основной школе.
TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естественнонаучным предметам, а также подготовка учащихся 11-х классов, изучающих углубленный профильный курс математики и физики. Мониторинг проводится каждые четыре года. За прошедшие годы было проведено шесть циклов исследования TIMSS (в 1995, 1999, 2003, 2007, 2011 и 2015 годах). В исследовании принимают участие более 50-ти стран. |
По результатам TIMSS-2015 по уровню математической грамотности среди восьмиклассников российские школьники набрали 538 баллов, что существенно выше среднего значения в 500 баллов. Это позволило им удержать 6-е место, и закрепиться в числе лидеров, куда также вошли учащиеся из Сингапура, Кореи, Тайваня, Гонконга и Японии. Результаты остальных 32-х стран оказались существенно ниже российских (среди них США, Англия, Венгрия, Австралия, Швеция).
«Важно отметить, как и во всех предыдущих исследованиях начинания с 1995 года, результаты российских учащихся 8-х классов по математике и по естествознанию существенно превышают среднее значение шкалы TIMSS», - считает руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Российские учащиеся 11-х классов, изучавшие углубленный профильный курс математики, продемонстрировали самые высокие результаты и заняли первое место среди всех стран-участниц. По итогам исследования школьников 11-х классов, проходящих профильный курс физики, результаты российских учащихся превысили среднее значение шкалы TIMSS, что позволило России занять 2-е место. Позади остались учащиеся Португалии, Швеции, США, Италии и Франции.
«Первое место по данному направлению подготовки наша страна удерживает уже восемь лет, поддерживая лучшие традиции советского и российского математического образования», - отметил Сергей Кравцов.
В 2015 году в рамках исследования TIMSS было также проведено изучение уровня подготовки выпускников средней школы по физике в сравнении с международными стандартами. Оно проводилось среди учащихся, планирующих дальнейшую учебную или профессиональную деятельность в областях, требующих повышенной подготовки по физике. По итогам исследования школьников 11-х классов, проходящих профильный курс физики, Россия поднялась с 3-го на 2-е место. Только учащиеся Словении продемонстрировали более высокие результаты.
По итогам исследования по естествознанию учащиеся 8-х классов тоже продемонстрировали стабильно высокий уровень знаний, вошли в десятку лидеров и сохранили за собой 7-е место.
Руководитель Центра национальных и международных исследований качества образования ФИОКО Сергей Станченко, комментируя полученные результаты, отметил, что комплексный и научно проработанный инструментарий исследования TIMSS позволяет не только оценить состояние системы образования той или иной страны, но и увидеть тенденции, сопоставляя результаты разных лет. Он обратил внимание, что, по сравнению с результатами исследования 2003 года, России удалось совершить серьезный рывок в качестве физико-математического образования школьников.
«Результаты Российской Федерации находятся на высоком уровне. Мы видим, что в нашей стране осуществляются продуманные и важные шаги по развитию системы образования, и позитивный, достаточно заметный результат этих шагов», - констатировал Сергей Станченко.
«Результаты мониторинга TIMSS 2015 года свидетельствуют, что уровень математического и естественнонаучного образования в России - один из самых высоких в мире. За предыдущие четыре года наша страна не только нигде не уступила своих позиций, но и улучшила их», - подытожил Сергей Кравцов.
ГлавСправ (по материалам ТАСС)