14.09.2015
Научно-методический совет Минобрнауки РФ одобрил три линейки новых учебников истории. Это значит, что именно эти книги попадут в федеральный перечень и будут рекомендованы школам.
По мнению научного руководителя авторского коллектива одной из линеек, ректора МГИМО, академика РАН Анатолия Торкунова «учебники истории даже в рамках одной линейки излагают разные оценки и точки зрения на то или иное событие. Более того, даются очень важные смыслосодержащие цитаты из разных источников. При этом подход к преподаванию истории в школе теперь действительно будет единым. Он выработан в рамках концепции, разработанной Российским историческим обществом, и эта концепция была одобрена общественностью, в том числе педагогической».
Необходимость создания нового учебно-методического комплекса истории России диктуется возросшими требованиями к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям прошлого, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний.
В этом году российские школьники начали заниматься по учебникам истории, написанным в соответствии с новой концепцией преподавания этого предмета. Учебники представлены следующими издательствами: "Просвещение", "Дрофа", "Русское слово". Уже в следующем году реформа охватит и ЕГЭ по истории, а в перспективе - и вузовское образование. Проблемы преподавания этого предмета и необходимые меры стали одной из главных тем общего собрания Российского исторического общества (РИО), которое провел его глава, спикер Госдумы Сергей Нарышкин.
"1 сентября во многие школы поступили новые учебники отечественной истории, разработанные в соответствии с концепцией учебно-методического комплекса преподавания этого предмета в российских школах", - напомнил Нарышкин собравшимся. Порядка 750 тысяч школьников, по его словам, уже начали заниматься по новым учебникам. "Нам вместе нужно не только наблюдать за процессом внедрения, но и оказывать необходимую методическую поддержку учителям", - обратился он к историкам.
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал о предстоящих новациях в сфере преподавания обсуждаемого предмета: тестовой части на ЕГЭ по истории в следующем году не будет, а будет введено "историческое сочинение", что должно повысить качество преподавания. Ведь не раз звучала критика (в том числе и от учителей) о том, что изучение истории превращается в зубрежку.
Уже в следующем году все задания ЕГЭ по истории будут соответствовать историко-культурному стандарту, на основе которого была написана "линейка" новых учебников. Но это еще не вся реформа госэкзаменов. Сейчас историю выпускники сдают по выбору, но впоследствии она может стать обязательным предметов. Для того, чтобы решить вопрос окончательно, будет создана специальная рабочая группа, доложил Кравцов.
Нужно ликвидировать и пробелы в знаниях преподавателей: по данным исследования Рособрнадзора, почти четверть учителей истории недостаточно знает новые стандарты преподавания, на которые уже перешли все школы. Только 17 процентов ознакомлены с ними полностью. При этом только 45 процентов владеют знаниями в области краевой истории. Нужно проводить переквалификацию учителей, считает Кравцов.
Необходима реформа и в вузах страны - в следующем году нужно выйти на конкретные предложения по улучшению качества преподавания, заявил Нарышкин. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, глава Российского союза ректоров Виктор Садовничий с этим согласился. Он также предупредил об опасности сокращения числа бюджетных мест для будущих историков в вузах. За последние четыре года их стала в два раза меньше. Снижение роли исторического образования и уровня знания в обществе - угроза социальной стабильности, добавил ректор.
ГлавCправ. 2015