Санкт-Петербург

Раздел Школы, гимназии, лицеи в Петербурге

Статьи

10.03.2015

Минобрнауки регламентировало время на выполнение домашнего задания

Министерство образования и науки предложило законодательно закрепить время, отведенное на выполнение школьного задания дома. В ведомстве разработан проект приказа, в котором прописано, что объем домашних заданий по всем учебным предметам должен быть таким, чтобы на его выполнение учащиеся 2-3 классов затрачивали 1.5 часа, 4-5 класса – 2 часа, 6-8 класса – 2.5 часа, 9-11 класса – до 3.5 часа.


В проекте подчеркивается, что учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. Кроме того, указано, что в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий.

Этот регламент, зафиксированный в проекте приказа, полностью соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, ранее утвержденным постановлением главного государственного санитарного врача РФ ( СанПин 2.4.2.2821-10 с последующими изменениями).

Текст документа был опубликован на едином портале проектов нормативных правовых актов. Инициатива Минобразования проходила стадию общественного обсуждения, которая завершилась 4 марта.

По свидетельству «Российской газеты», в Министерство образования за последнее время поступило много жалоб родителей на большой объем домашних заданий, чрезмерную нагрузку на ребенка, приводящую к стрессу и переутомлению. Поэтому, как утверждает «РГ», ведомство решило внести изменения в порядок организации обучения в школах, прописав в нем требования, утвержденные СанПиН с целью – обратить особое внимание школ на объем допустимых нагрузок.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят страны с наиболее развитыми системами образования, подтверждает значительную загруженность российских школьников. По ее данным, российские дети – на втором месте в мире по длительности затраченного времени на домашние задания, на выполнение которого у ребенка, в среднем, уходит около 10 часов в неделю. В последнее время, однако, отмечено улучшение ситуации. Опережают россиян по времени подготовки домашних заданий только китайцы – 14 часов в неделю. В других странах, например, в Финляндии на самоподготовку уходит 3 часа в неделю, в Японии – 4, в Америке – 6.

По мнению родителей

Инициатива Минобразования вызвала неоднозначную реакцию общества. Большинство родителей одобрили проект и рады, что на проблему обратили внимание. Один из участников обсуждения, отец двух школьников, учащихся 4-го и 11-го класса, утверждает, что каждый из детей выполняет домашнее задание по 4-5 часов в день. Особенно тяжело приходится выпускнику, который занимается еще с репетитором для сдачи ЕГЭ и порой отходит ко сну не раньше 11-ти часов вечера. Родитель сетует также на необходимость читать дополнительную литературу по предметам. Особое затруднение вызывают у всей его семьи домашние задания для 4-классника, представляющие собой электронные рефераты. В этот процесс помимо четвероклашки включаются: сам отец, который ищет картинки в интернете и обрабатывает их; мать, верстающая презентацию на компьютере. Отец недоумевает, зачем ребенку давать задание, которое он заведомо не в состоянии сам выполнить. Он говорит, что дети работают раза в два больше взрослых.

По свидетельству российских родителей, чья девятилетняя дочь сначала училась в Москве, а затем в международной школе в Таиланде, вся семья почувствовала разницу во времени, затрачиваемом на домашнюю подготовку. Родители заявляют, если в России к урокам готовилась вся семья, и было ощущение, что ребенка учат не школьные учителя, а родители, то в Таиланде ученику ничего не задают на дом и все успевают на уроках. Результатом было то, что дочь стала с удовольствием ходить в школу.

По мнению бывшей россиянки, а ныне жительницы Канады, во всех школах Монреаля ситуация разная. В начальной школе, по ее опыту, затрачивалось на самоподготовку не более 15 минут в день, но может быть и по 3 часа в некоторых учебных заведениях. В старших классах – по 2-3 часа в день. Учащихся нацеливают на самостоятельное планирование своего времени.

По мнению педагогов

Учителя школ по-разному отнеслись к инициативе Минобразования. По мнению директора одного из московских центров образования № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского, жесткие рамки для учителей полезны. Однако, по его мнению, без наказания за невыполнение требований лимитировать домашние задания вряд ли изменятся технологии и методики преподавания. Он считает, что давно пора переходить от экстенсивного метода освоения информации к импульсивному, интерактивному.

Директор отмечает также, что в его центре уже давно применяют творческий подход к домашнему заданию. Ребенок не получает двойку за невыполненное трудное задание, например, по математике, но зато получит пятерку, почет и уважение за решение хотя бы части сложных задач.

Рачевский считает, что отменить домашнее задание вообще нельзя, как этого хотели бы некоторые родители. Чтобы это сделать, учителя должны быть экстра-класса, а таковых, по его мнению, сегодня в РФ либо нет, либо есть только единицы. В домашнем задании он видит несколько смыслов. Во-первых, он считает, что это хороший тренинг, а без упражнений в таких предметах, как иностранный или русский, успеха достичь невозможно. Во-вторых, он отмечает, что во многих школах начинают внедрять новую методику – перевернутый класс, суть которого в самостоятельном изучении нового материала дома, а затем в классе проводится рефлексия по поводу изученного. В-третьих, по его мнению, чем меньше ребенок, особенно подросток, загружен, тем он быстрее «разлагается», то есть становится жертвой собственного легкомыслия или праздного шатания по улицам.

Резко отрицательно к проекту отнесся учитель географии московского лицея «Вторая школа» Леонид Перлов, назвав его популистским и некомпетентным. Он считает, что документ технически просто нереализуем. Учитель отмечает, что в выпускном классе установлен норматив на домашнее задание на все предметы – 3,5 часа в день. При этом он, во-первых, не видит способов согласовать между учителями школы объем домашнего задания. И, во-вторых, по его мнению, невозможно учесть индивидуальную скорость выполнения одного и того же задания разными учениками. Он отмечает, что такие нормативы и раньше пытались неоднократно вводить, в том числе и через Госдуму. Затем постепенно отказывались от них.

Скептические замечания сделал учитель истории, сопредседатель межрегионального независимого профсоюза «Учитель» Андрей Демидов. Он сказал, что по действующему закону «Об образовании», домашнее задание не является обязательным элементом образовательного процесса, поскольку нигде не прописано, что надо задавать уроки на дом. Проблему он видит в невозможности осуществления индивидуального подхода к ученикам. При ставке учителя, составляющей 25-30 часов в неделю, физически не получится давать школьникам персональное задание.

Демидов прогнозирует, что новые правила, в лучшем случае, окажутся бесполезными и пустыми, а в худшем создадут почву для бюрократии, поскольку классных руководителей заставят составлять еженедельные отчеты о затратах времени учениками на выполнение домашнего задания.


ГлавCправ. 2015

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011