08.09.2011
В начале учебного года появилась информация о предстоящей диспансеризации школьников в Петербурге. С сентября по декабрь более 26 тысяч ребят в возрасте 14 лет будут обследованы специалистами.
Внимание, которое власти города обратили на проблему уже не одного поколения школьников, безусловно, радует. Не секрет, что современное школьное образование за счет своей интенсивности и продолжительности само по себе становится угрозой здоровью детей.
Постараемся быть объективными: ребенок с врожденной близорукостью в любом случае за одиннадцать лет жизни потеряет сколько-то диоптрий независимо от того, будет он много читать или нет, а у ребенка со сколиозом заболевание утяжелится вне зависимости от того, будет он сидеть «за партой» или целыми днями бить баклуши. Невроз, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, гастрит, нейродермит… могут возникнуть и до школы, и во время школьного обучения, это прекрасно известно всем практикующим педиатрам. Доказательств того, что изучение математики или географии напрямую влияет на частоту и тяжесть каких-либо детских болезней, нет. Но то, что сама школа приводит к утяжелению всех этих заболеваний — несомненный факт.
|
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за время обучения среди детей увеличивается частота выявленных патологий желудочно-кишечного тракта, зрения, растет число диагностированных нервно-психических заболеваний. И чем выше давление школы на ребенка, чем выше с него спрос, тем более выражены у него болезненные явления.
Высокая интенсивность и непрерывность пассивного мыслительного процесса (зазубривание), искусственное сужение пространства для свободного мышления (непосильно большой объем поступающей информации) и внутренняя несвобода (не по годам навязанная ответственность) ограничивают и подавляют охранительные механизмы психофизиологического самовосстановления у детей школьного возраста. Это оборачивается тем, что подавляющее большинство выпускников школ за годы учебы уже «награждены» хроническими заболеваниями.
В рамках обследования школьникам предстоит сдать анализы крови, пройти ЭКГ и УЗИ органов брюшной полости. По прогнозам специалистов, на первом месте среди «школьных» недомоганий окажутся заболевания глаз (близорукость), костно-мышечной системы (сколиозы, плоскостопие и т.д.) и болезни желудочно-кишечного тракта. Вероятно, 60% детей понадобится амбулаторное лечение, а 15% пойдут в стационар. |
Как заявил начальник отдела материнства и детства городского комитета по здравоохранению Анатолий Симаходский, осмотр будут проводить 9 основных специалистов: педиатр, окулист, гинеколог, уролог, эндокринолог, невролог и другие. «Не случайно мы проводим диспансеризацию именно в этом возрасте, — отметил Симаходский. — В 14 лет вылезают все болезни, так как в период наиболее интенсивного роста ослабевает иммунитет».
На осмотр каждого ребенка выделено в среднем по 2,5 тыс. рублей, по городу это около 67 млн. рублей. Как подчеркнул Симаходский, все затраты будут покрыты страховыми компаниями. Родители, конечно, смогут и отказаться от обследования — в таком случае им придется написать письменное заявление.
Не будем убеждать ни старшеклассников, ни их родителей. Но, пожалуй, мы могли бы посоветовать, как в условиях колоссальной ответственности, которые навязаны старшеклассникам новшествами в сфере образования, пройти последние годы в школе, поступить в желаемое учебное заведение и не потерять здоровье.
Системный вред организму наносит хронический стресс. Его можно избежать, выполняя ряд простых правил:
1. Правильное планирование. Хорошо планируя свою жизнь, учебу и дополнительную подготовку, вы сможете сделать больше дел в более короткое время. Подсказки вы найдете на нашем портале в рубриках «Календарь абитуриента», «Дни открытых дверей», «Подготовительные курсы».
2. Широкая осведомленность. Читайте новости образования, некоторые изменения в правилах поступления могут быть вам полезны. Хорошо изучите свои права абитуриентов до того, как вы подадите документы в вуз или колледж. Эти материалы вы сможете найти на нашем сайте в разделах «Новый закон об образовании», «Среднее специальное образование», «Высшее специальное образование». На все вопросы вам ответит on-line консультант.
3. Подготовка запасного варианта. Если вы уже выяснили, какая область знаний вас интересует: языки, гуманитарные предметы, компьютеры, медицина или спорт — собирайте больше информации об этом, обращайте внимание не только на вузы, но и на колледжи, где дают сходные специальности. Готовьте себе «страховочный канат» на случай, если удача от вас отвернется в этом году. Учтите, что часто карьера, построенная через получение среднего специального образования короче и эффективнее, чем после высшего!
4. Цена вопроса. Это не только стоимость обучения и подготовки к нему, но и психологическая «цена вопроса». Если вы стоите перед выбором, всегда помните о своем здоровье — это ценность непреходящая, тогда как успех профессиональный строится самим человеком. Психологи говорят: «Если не можешь изменить обстоятельства — измени отношение к ним». Если вы не получили в школе медаль и не победили на олимпиаде — это еще не конец света! Не вините только себя самого, есть еще и случай, для кого счастливый, а для кого не очень. Юноши, даже если вас заберут в армию, не стоит отчаиваться. Эта школа жизни даст вам бесценный опыт взаимоотношений и сделает по-настоящему взрослым.
С любыми сложными вопросами обращайтесь на портал «ГлавСправ», и специалисты ответят вам! Будьте здоровы. Учебный год только начался!
Главный редактор
Елена Загальская
ГлавCправ. 2011