15.06.2011
Не секрет, что отечественная школа требует «генеральной уборки». Бюрократия, отсутствие четкого регулирования и разный уровень образования в отдельных регионах нашей страны не только ставят в тупик представителей образовательного сообщества, но и пугают родителей школьников. В своем интервью председатель Совета директоров школ России Яков Турбовской обозначил основные проблемы российского образования.
Подавляющее число россиян говорит о том, что учеба в школе сейчас — дело дорогое. Опрос ВЦИОМа показал, что 50% россиян ежегодно делают добровольные взносы на школьные нужды. Сверх того 29% родителей оказывают «добровольную спонсорскую помощь» образовательному учреждению, в котором учится их ребенок.
«Я с этим столкнулся, когда моих внучек брали в первый класс. Директор мне заявил: а что вы можете подарить школе? — рассказывает Яков Турбовской. — Не хочу никого защищать, но причина такого поведения кроется прежде всего в ситуации, в которую их поставило государство. Как человек, у которого зарплата ниже прожиточного минимума, может нести детям разумное, доброе, вечное? Как директор, которому выделяют копейки на содержание школы, может решать все проблемы?»
Поборы поборам тоже рознь. Если учитель на собрании советуется с родителями, как улучшить класс, и они сами предлагают, что можно приобрести, это вряд ли можно назвать побором и вымоганием денег. Обижает родителей административная бестактность, когда их ставят перед фактом, что нужно что-то, и не спрашивают их мнения и согласия.
Одной из самых главных проблем отечественного образования Яков Турбовской считает низкий уровень подготовки учителей.
«У нас практически нет педагогов, которые умеют учить, их самих этому не научили в институте или университете. Они там получают набор знаний, но главному — как найти контакт с ребенком, как донести до него информацию, как увлечь его предметом, как не допустить конфликта, то есть педагогическому мастерству — их не учат».
Официальной статистики, сколько детей и подростков курят, в стране нет. Согласно опросам, от 3 до 7% учащихся начальной школы уже пробуют курить, большинство привыкают к табаку в 10-15 лет. В 10-11-х классах постоянно или периодически курят уже 50-70% учащихся.
«Чтобы ребенок не начал курить в школе, его в свободное время должны занять чем-то альтернативным, — рассказывает Турбовской. — Я учился в винницкой школе в послевоенное время. Тогда в нее ходили и малыши, и мужчины по 25 лет, не успевшие закончить образование. Естественно, все великовозрастные ученики курили рядом со школой. Директор не стал вводить запретов, но попросил старших, когда они курят, следить, чтобы рядом не было детей, или, если они увидят подростка с сигаретой, пресекать это. А параллельно в школе открыли несколько секций и стали пропагандировать спорт. Буквально через год-два в школе никто не курил, а школа выпустила 70 мастеров спорта».
Самым сложным и противоречивым моментом в развитии и социализации ребенка является возраст 11-12 лет, и он приходится на 5-й класс. Современная психофизиология доказывает, что период от 7 до 12 лет — это единый этап развития ребенка, который нельзя разрывать. В российской же школе именно на 5-й класс накладывается еще одна трудная задача — переход в старшую школу. Дети оказываются выброшены из своей среды, а к новой примкнуть еще не могут.
«Пятиклашки по сути еще дети, они привыкли к своему учителю, к своему классу и еще не готовы покинуть их и войти во взрослую жизнь. Они теряются среди старшеклассников, которые чуть ли не затаптывают их, они не знают, как постоять за себя, когда кто-то из старших требует деньги или телефон, путаются в этажах и кабинетах предметников, — обрисовал ситуацию Яков Турбовской. — Пятый класс провальный: учителя и родители часто отмечают, что до четвертого класса ребенок учился нормально, а в пятом вдруг потерял интерес к учебе, стал хуже себя вести и учиться. Чтобы решить эту проблему, необходимо сделать начальную школу 6-летней».
Сегодня комплект учебников и пособий к ним обходится в среднем в 2 тысячи рублей. Но, по мнению Якова Турбовского, главная проблема не в стоимости учебников, а в их качестве.
«Я проанкетировал 10 тысяч учеников и учителей во всех регионах страны, выясняя, как они оценивают учебники, — заявляет председатель Совета директоров российских школ. — Для них два главных критерия: чтобы учебник был интересным и не сложным для ребенка. А таких учебников у нас, мягко говоря, очень мало».
Требует ли сейчас учеба ребенка в школе больших материальных затрат, чем в те времена, когда вы сами учились в школе? Требует больших затрат — 85% Требует меньших затрат — 1% Не больше и не меньше — 1% Затрудняюсь ответить — 13% |
Об агрессии учителей по отношению к школьникам чаще всего предпочитают молчать. Практически каждый ребенок хоть раз за 11 лет обучения жаловался родителям на то, что учитель шлепнул его по затылку, обозвал, унизил перед остальными учениками. По мнению Якова Турбовского, причина агрессии учителей кроется прежде всего в их непрофессионализме.
«Учитель пускает в ход силу и оскорбления, так как ему не хватает педагогической техники и навыков, он сам не может объяснить ребенку доступно тему занятия или почему задачу нужно решать так, а не иначе, — говорит Турбовской. — К сожалению, родители практически бессильны что-либо сделать в этой ситуации. Ни в коем случае нельзя самим вступать в конфликт с педагогом. Единственный вариант — обратиться к директору школы. Если это не изменит ситуацию, ребенка просто придется перевести в другое учреждение. Кроме того, родители могут объединиться и добиться справедливости в суде».
Помимо учителей российским школам не хватает и директоров. И дело не в фактическом недостатке и не в том, что на эту должность никто не идет. Проблема, по мнению Турбовского, заключается в том, что директор стал менеджером и завхозом, забыв о своем истинном предназначении.
«Если спросить у любого директора школы, какие проблемы его волнуют больше всего, он начнет рассказывать о нехватке оборудования, о недостаточном финансировании. Однако это скорее вопросы завхоза или бухгалтера, менеджера, наконец, — отмечает председатель Совета директоров школ России. — Директор, проработавший 30-35 лет, должен восприниматься как народное достояние, ведь он вырастил несколько поколений, а у нас это человек, занимающийся бесконечными отчетами и вечно ищущий дополнительные средства для школы».
ГлавCправ. 2011