Санкт-Петербург

Раздел Школы, гимназии, лицеи в Петербурге

Статьи

15.06.2010

Московский авиационный институт (государственный технический университет)

Начало двадцатого столетия — время бурного развития авиационной науки и техники. Именно в этот период были заложены основы теории полета аппаратов, созданы первые успешные образцы самолетов и авиационных двигателей, освоены новые технологические процессы.

МАИ

Потребность в принципиально новых инженерах для новых отраслей науки и техники привела к созданию научных и учебных центров для проведения необходимых исследований и подготовки научных и инженерных кадров.

В 1925 году на механическом факультете Московского высшего технического училища (МВТУ) было организовано аэромеханическое отделение, преобразованное в 1929 году в аэромеханический факультет, на котором преподавали многие ученики Н.Е. Жуковского. 20 марта 1930 года было принято решение о разделении МВТУ на пять специализированных инженерных вузов, в числе которых было и Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ). ВАМУ состояло из трех отделений: самолетостроительное, моторостроительное и воздухоплавания. Из 404 студентов большую часть составляли бывшие студенты аэромеханического факультета МВТУ, остальные были переведены из Московского механического института имени М.В. Ломоносова.

Первые занятия ВАМУ проходили в здании на Ольховской улице в Москве. Там удалось оборудовать всего несколько аудиторий и маленькую библиотеку (1190 томов). Занятия проводились в две и даже три смены. Недостаток учебно-производственных помещений заставлял находить новые формы учебного процесса, увеличить количество часов на производственную практику. Почти половина занятий проводились на различных заводах.

В августе 1930 года ВАМУ было переименовано в Московский авиационный институт (МАИ). В составе МАИ также было три отделения. С 10 мая 1931 года институт перешел на факультетскую систему организации учебного процесса.

В сентябре 1930 года в институте насчитывалось уже 850 студентов. Даже новое помещение — здание бывшей гимназии на 5-й Тверской-Ямской — не позволяло создать необходимую учебно-производственную и лабораторную базу. Основу профессорско-преподавательского состава института составляли работники ЦАГИ и МВТУ. К работе были приглашены и преподаватели авиационных специальностей из других вузов. Осенью 1930 года состоялся первый в истории МАИ значительный выпуск авиационных инженеров, часть которых влилась в профессорско-преподавательский состав МАИ. Тогда же в институте была открыта аспирантура.

Отсутствие надлежащей учебно-лабораторной базы, учебников и учебных пособий привело к необходимости временно применять нетрадиционные для высшей школы формы обучения — бригадно-лабораторный метод. Бригады из 4-6 человек вынуждены были заниматься на квартирах, в общежитиях и даже в парках. Но уже с 1932 учебного года институт перешел на традиционные формы и методы обучения с индивидуальной и дифференцированной оценкой знаний. В связи со слабой довузовской подготовкой часть студентов переводится в рабфак, для подготовки к приему в институт. В самом институте создаются группы для дополнительного изучения математики и физики.

Большую роль в повышении качества подготовки авиационных инженеров сыграло ставшее традиционным для МАИ широкое привлечение к учебному процессу ведущих специалистов из промышленности. Среди них были такие выдающиеся руководители авиационных конструкторских коллективов, как: С.В. Ильюшин, В.Ф. Болховитинов, Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев.

МАИ Ленин

В 1930-1931 годах были созданы общественные организации института: партийная, комсомольская и профсоюзная. 26 января 1931 года вышел первый номер институтской газеты «Пропеллер».

С 1931 года начались занятия в вечернем авиационном институте, создавались филиалы вечернего обучения непосредственно на авиационных заводах. Стало очевидным, что на имеющихся площадях наладить учебный процесс надлежащим образом, оснастить его необходимой лабораторной и производственной базой невозможно. Площадка для комплексного строительства института была найдена на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. Уже весной 1933 года был введен в строй главный учебный корпус (ныне корпус № 3). Одновременно со строительством главного учебного корпуса было начато строительство двух студенческих общежитий и жилого дома для профессорско-преподавательского состава. Именно тогда в институте появились оборудованные на современном для того периода уровне лаборатории, учебные кабинеты и аудитории, которые с успехом использовались вплоть до конца 50-х годов.

Структура института непрерывно совершенствовалась в соответствии с новыми требованиями к выпускникам МАИ. В связи с этим в 1933 году в МАИ был создан инженерно-экономический факультет, обеспечивший выпуск квалифицированных специалистов в области экономики и организации авиационной промышленности. В 1935 году в МАИ создается факультет вооружения самолетов. В 1940 году из этого факультета был выделен факультет «Приборостроение и авиационное оборудование».

К десятилетнему юбилею МАИ имел в своем составе: 5 факультетов, 38 кафедр, 22 лаборатории, 24 учебных кабинета, учебно-производственные мастерские и учебно-летный отряд.

Еще до начала Великой Отечественной войны МАИ подготовил для авиазаводов, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов 3203 авиационных инженера различного профиля, создав тем самым кадровую базу для широкого развития авиационной промышленности в предвоенные годы и годы войны. Одновременно с подготовкой кадров ученые МАИ в этот период выполнили ряд научных и конструкторских разработок, которые оставили заметный след в истории отечественного авиастроения. В 1939 году в МАИ начало работать ОКБ, которое провело большой цикл теоретических и экспериментальных работ по проектированию первых советских вертолетов.

Таким образом, к 1940 году Московский авиационный институт сложился как ведущий научный и учебный центр по подготовке специалистов широкого профиля для авиационной науки и промышленности.

Новый этап в жизни института связан с Великой Отечественной войной. В первые дни войны преподаватели и сотрудники МАИ ушли на фронт в составе 18-й дивизии народного ополчения Ленинградского района, многие работники института были откомандированы на предприятия авиационной промышленности. К осени 1941 года института был эвакуирован в Алма-Ату. Были организованы лекционные, лабораторные и практические занятия, курсовое и дипломное проектирование. В целях увеличения выпуска крайне необходимых стране в условиях войны авиационных инженеров был разработан учебный план с сокращенным сроком обучения (3,5 года вместо 5,5 лет).

Кроме обучения студентов, учебно-производственные мастерские в кратчайшее время наладили выпуск оборонной продукции. Не прерывалась и научно-исследовательская деятельность института, которая в этот период была в основном сосредоточена на решении практических проблем в интересах авиационной промышленности.

В 1942 году вновь начался учебный процесс в московских помещениях института. Студенческий состав был сформирован из оставшейся в Москве части студентов МАИ и МАТИ, а также бывших студентов, вернувшихся с фронта. Таким образом, в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, и во время войны коллектив МАИ много и напряженно работал. Главным итогом этой работы стала подготовка нескольких тысяч специалистов для авиационной промышленности, которые сыграли большую роль в наступлении Победы.

Послевоенный период в развитии МАИ связан с поистине революционными изменениями, которые произошли в авиационной технике. Самолеты стали в основном реактивными, скорости их полета вплотную приблизились к скорости звука, а затем и превзошли ее. Усложнилось оборудование самолетов, начался практический этап в развитии вертолетостроения. Конструкторские коллективы перешли от отдельных экспериментальных разработок к созданию серийных вертолетов, нашедших широкое применение на практике. Родились новые отрасли авиационной науки и промышленности, целью которых стало создание ракетной техники различного назначения.

МАИ выставка

С учетом новых требований был создан ряд новых кафедр и факультетов. В 1946 году начал свою деятельность радиотехнический факультет, появились новые специальности по системам управления летательными аппаратами, теории автоматического управления, вычислительной технике. В начале 50-х годов были созданы кафедры по проектированию и конструированию ракет различных типов. Для усиления связи с промышленностью появляются базовые кафедры и филиалы кафедр на предприятиях и в проектно-конструкторских организациях.

В итоге авиационный институт, ранее ориентированный в основном на самолетную и частично вертолетную технику, вырос в авиационный политехнический вуз, который обеспечил подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в авиационной и ракетно-космической отрасли.

К середине 60-х годов стало очевидным, что имеющаяся материально-техническая база института уже не обеспечивает перспективного развития института. Было подписано распоряжение о строительстве 90 тысяч квадратных метров учебно-производственных площадей. За период с 1973 по 1980 год построены и введены в эксплуатацию: многоэтажное общежитие для студентов и аспирантов, Дворец культуры, жилой дом для преподавателей, спальный корпус в спортивно-оздоровительном лагере «Алушта», новая столовая на 1000 посадочных мест. В 1979 году начато строительство нового учебного корпуса (теперь это корпус № 24).

К своему пятидесятилетию (1980) МАИ имел 18 дневных и вечерних факультетов, 80 кафедр и готовил инженеров-механиков, инженеров-математиков, инженеров-системотехников, инженеров-экономистов, т.е. по всем специальностям авиационной и ракетно-космической техники. Среди выпускников института к этому времени было более 20 генеральных и главных конструкторов, 182 лауреата Государственных премий, десять космонавтов СССР.

В МАИ постоянно велись работы по проектированию и строительству летательных аппаратов (ЛА) различных типов и двигателей к ним. За период с 1930 года в МАИ было спроектировано более 200 типов ЛА и авиационных двигателей, в том числе: 26 самолетов, 25 винтокрылых ЛА, 24 планера, 30 дельтапланов и мотодельтапланов, 29 дистанционно пилотируемых ЛА, 12 искусственных спутников Земли и космических ЛА, 6 аппаратов легче воздуха (дирижабли, воздушные шары и пр.), 11 ЛА с машущими крыльями, 10 подводных научно-исследовательских аппаратов, 44 авиационных двигателя.

На спроектированном в студенческом конструкторском бюро и построенном в ЭПМ МАИ легком пилотажном самолете «Квант» установлено пять мировых рекордов (70-е, 80-е годы).

Восьмидесятые годы прошедшего столетия в жизни института были связаны с задачей превращения МАИ в технический университет. Эта идея впервые была высказана в начале 70-х годов ректором того периода И. Ф. Образцовым и последовательно осуществлялась его преемниками: И.Т. Беляковым, Ю.А. Рыжовым и А.М. Матвеенко. В 1993 году институту было присвоено новое название: Московский государственный авиационный институт (технический университет). Традиционная аббревиатура (МАИ) была сохранена.

Начиная с 1992 года, после большого перерыва, значительно активизировалась международная деятельность МАИ. В результате существенно увеличилось число иностранных граждан, обучающихся в МАИ на контрактной основе. За период с 1992 по 2000 год более 400 иностранных граждан прошли подготовку в МАИ, 50 человек получили дипломы об окончании института, 20 — дипломы кандидатов технических наук, более 300 — сертификаты о прохождении стажировки. Среди иностранных студентов и аспирантов МАИ: граждане стран Юго-Восточной Азии, Сирии, Ирана, Америки, Канады, практически всех стран Европы.

МАИ ежегодно посещают представители около 90 зарубежных организаций, выезжают за рубеж до 130 преподавателей, студентов и сотрудников МАИ. За этот период в МАИ реализовано или находится в стадии реализации более 50 международных контрактов с партнерами из Франции, Китая, Германии, Мексики, Бразилии, Ирана, Сирии и других стран.

МАИ вертолет

Социально-экономические изменения, произошедшие в стране в начале 90-х годов, поставили институт в сложное положение: резко сократилось бюджетное финансирование учебного процесса и научных исследований, хозяйственных расходов и коммунальных услуг, а также материальная поддержка со стороны базовых министерств и предприятий. В этих условиях коллектив МАИ, ученый совет, руководство института и факультетов приняли ряд неординарных мер.

Принятые меры позволили сберечь научно-педагогический потенциал института, сохранить материально-техническую базу института в рабочем состоянии и, что особенно важно, повысить интерес молодежи к поступлению в МАИ. Последние годы растет конкурс при поступлении в институт, заметно улучшается качество студенческого контингента, преподаватели отмечают повышение заинтересованности студентов в получении знаний.

Сегодня в МАИ проводятся инфраструктурные преобразования по укреплению приоритетных направлений развития: авиационные, ракетные и космические системы, энергетические установки, а также информационно-телекоммуникационные технологии.

В вузе создано несколько научно-образовательных и ресурсных центров, а также центр коллективного пользования оборудованием в области наноматериалов и нанотехнологий — «НаноЦентр МАИ».

Благодаря грамотной политике руководства вуза и утверждению перспективной программы развития, в 2009 году МАИ вошел в число 14 вузов страны, которым правительство Российской Федерации присвоило категорию «национальный исследовательский университет».

Накопленный научно-педагогический, образовательный и научно-методический опыт, наличие уникальной технологической базы, широкие связи с предприятиями аэрокосмической промышленности позволяют МАИ вести обучение специалистов высшей квалификации, уровень подготовки, знания, умения и навыки которых соответствуют современным требованиям отечественного и мирового рынков труда.

Современный МАИ — это ведущий авиационный университет России, многопрофильный учебно-научный центр, осуществляющий подготовку специалистов широкого профиля для всех отраслей авиационной и ракетно-космической науки и промышленности.


Московский авиационный институт

ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011