Санкт-Петербург

Раздел Школы, гимназии, лицеи в Петербурге

Статьи

18.05.2011

Дети-мигранты в российских школах

В среду, 18 мая в НИУ-ВШЭ состоялся публичный социологический семинар, посвященный проблеме мигрантов и обучения их детей. Тема мигрантов в Санкт-Петербурге стоит весьма остро. Приток населения в последние годы все увеличивается. Родители, ищущие в Петербурге работу, приезжают с детьми, часто малыши рождаются уже здесь. Сколько детей-мигрантов в питерских школах на самом деле? Как адаптируются дети-мигранты к школьной жизни, как быстро осваивают язык, как успевают по предметам? Встречают ли они дискриминационное отношение в лице сверстников и учителей? Все эти острые вопросы обсудили на семинаре.

В обсуждении приняли участие: помощник начальника управления ФМС России Управления федеральной миграционной службой по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ильченко В.Д., профессор социологии НИУ-ВШЭ и СПбГУКиТ Саганенко Г.И., социологи. Доклады выступавших слушали преподаватели, студенты, аспиранты, представители различных служб Санкт-Петербурга, журналисты и многие другие.

Даниил Александрович Александров

Результаты исследований Лаборатории социологии образования НИУ-ВШЭ были представлены в трех докладах. О статистике и этническом составе детей-мигрантов рассказал руководитель проекта Даниил Александрович Александров, профессор кафедры социологии НИУ-ВШЭ. О мигрантах как учениках рассказала Валерия Александровна Иванюшина, старший научный сотрудник Лаборатории. И о языковой адаптации учеников-мигрантов говорила Влада Вячеславовна Баранова, доцент кафедры гуманитарных науки НИУ-ВШЭ.

Лаборатория опросила 7300 учеников в 104 школах Санкт-Петербурга. Исследование продолжается: уже начаты опросы в Московской области, а в Санкт-Петербурге социологи начинают изучение здоровья школьников из семей мигрантов.

Основной целью этого проекта Даниил Александрович обозначил существующую необходимость исследования особенностей жизни детей-мигрантов, потому что через 20 лет они станут существенным элементом нашего общества, социальным фактором, с которым нельзя будет не считаться. В конечном итоге исследование этой темы даст основу для формирования социальной политики в Санкт-Петербурге по отношению к мигрантам.

С научной точки зрения, безусловно, интересно оценить, как происходит интеграция мигрантов в русское общество. Эпизоды с действиями скинхедов, рассказы о том, что скоро питерские школы будут наполовину наполнены детьми южных национальностей бывшего Советского Союза, определили актуальность этого исследования и интерес к докладу.

Так сложилось, что в Санкт-Петербурге нет статистики, сколько сейчас в школах обучается иноэтнических детей. Результаты исследования социологической лаборатории позволяют оценить общую ситуацию, узнать количество этнических групп в школах, и как эти дети ассимилируют в русскую, в частности, питерскую среду.

Необходимо определиться с понятием, кто такие мигранты? Даниил Александров обозначил это так: «Мигрантами первого поколения считаются те, кто родился на территории чужого государства, мигрантами второго поколения — те, у кого хотя бы один из родителей родился за пределами данной страны».

Кто я, какой земли сын?

Исследования были основаны на смешанных методах: масштабные опросы школ и сбор качественных данных. В Санкт-Петербурге в 2009 году был проведен опрос 23 школ, 1200 школьников; в 2010 году опросили уже 104 школы и 7300 школьников.

    Опрос включал следующие пункты, определяющие языковую и миграционную историю семей:
  1. На каком языке с тобой обычно говорят дома?
  2. Какой язык является родным для твоей мамы?
  3. Какой язык является родным для твоего папы?
  4. Какой твой родной язык?
  5. Как давно твоя семья живет в Санкт-Петербурге?
  6. К какой национальности или народу ты сам себя относишь?

При оценке ответов на эти вопросы учитывалось различие миграции и этничности: далеко не все, кто выглядит как «нерусский» и имеет «нерусскую» фамилию, является мигрантом.

Интересно было сравнить результаты самоидентификации подростков и результаты, полученные специалистами из ответов на косвенные вопросы.

    В 104 исследованных школах Петербурга национальная самоидентификация подростков распределилась так:
  • Считают себя русскими — 88,5%,
  • Украинцами, белорусами, молдаванами — 1,2%,
  • Татарами, башкирами, чувашами, мордвинами — 0,3%,
  • Выходцами из народов Северного Кавказа (лезгины, осетины, чеченцы, аварцы) - 0,6%,
  • Азербайджанцами — 1,2%,
  • Армянами — 0,8%,
  • Грузинами — 0,3%,
  • Из народов средней Азии (узбеки, таджики, киргизы, казахи) — 0,6%,
  • Другими народами (финны, немцы, эстонцы, буряты, калмыки) — 0,7%,
  • Смешанное происхождения указали 2%,
  • Дали себе необычные названия (эльфы, космополиты, вампиры) — 0,5%,
  • Отказались отвечать — 0,5% опрошенных детей.
    Исследователи установили этническую идентификацию опрошенных по набору признаков из ответов испытуемых:
  • Русские — 91%,
  • Украинцы, белорусы — 1,1%,
  • Азербайджанцы- 1,7%,
  • Армяне — 1,1%,
  • Народы Средней Азии (узбеки, таджики, киргизы, казахи) 1,0%,
  • Народы Северного Кавказа (лезгины, осетины, чеченцы, аварцы и др.) — 0,8%,
  • Грузины — 0,6%,
  • Татары, башкиры, чуваши, мордва — 0,5%,
  • Прочие народы — 1,7%,
  • Не удалось определить — 1%.

Обнаруживаются небольшие отличия. К примеру, расхождения в доминирующей национальности были вызваны тем, что сам ребенок себя считает русским, хотя мама и папа говорят, скажем, на азербайджанском дома. Природа неверных ответов лежит скорее в области психологии, и является, вероятно, защитой от возможных дискриминационных действий общества.

Школа: второй дом или пустая трата времени?

Валерия Александровна Иванюшина

Как отметила Валерия Александровна Иванюшина, важно также было установить отношение к учебе и общим ценностям детей русского большинства и этнического меньшинства. Анализ успеваемости показал, что если школьники, родившиеся в Петербурге или приехавшие в возрасте до семи лет, учатся одинаково независимо от этнической принадлежности, то для тех, кто переехал в школьном возрасте, успеваемость отличается: дети этнического большинства учатся значительно лучше, чем иноэтничные дети. Это связано с трудностями переезда и освоением языка в переходном возрасте. Интересно отметить, что в малокомплектных школах, которые внимательно изучали социологи, дети из семей, приехавших в Петербург, учатся немного лучше, чем дети из коренных семей.

Вероятно, играет роль мотивация: если питерским детям все блага учебы и развития даны при рождении, то детям мигрантам этого приходится добиваться большим трудом.

Следует сразу отметить, что намеренно не анализировались школы специальные, с углубленным изучением языков и гимназии. Именно там, предположительно, концентрируются дети высокостатусных родителей, ученых, учителей и подход к учебе у них серьезней.

Сравнивали обычные и малокомплектные школы из рабочих районов Петербурга, где работает и проживает большинство мигрантов. Вопросы на отношение к учебе распределились по нескольким направлениям:

Антишкольные настроения:

    Предлагаемые ответы:
  • Школа — это пустая трата времени;
  • Мои оценки важнее для моих родителей и учителей, чем для меня;
  • Мне неинтересно учится в школе.

Нормативное отношение к образованию

    Предлагаемые ответы:
  • Только с хорошим образованием можно получить хорошую работу;
  • Можно достичь успеха в жизни, даже если плохо учишься.

Вовлеченность в учебу.

    Предлагаемые ответы:
  • Мне интересно учиться в моей школе;
  • Я готов ездить в школу далеко от дома, лишь бы школа была хорошая;
  • Некоторые предметы меня настолько интересуют, что я занимаюсь ими помимо школьной программы (читаю дополнительную литературу, хожу в кружок).

Давай дружить!

    Включение детей мигрантов в школьную жизнь происходит с необходимостью выстраивать дружеские связи с другими детьми. Этот аспект — отношения в классе — был проанализирован, что дало следующие выводы:
  1. Самый сильный эффект — выбор для дружбы подростка того же пола, причем среди мальчиков он выражен сильнее, чем среди девочек.
  2. Дети этнического большинства не имеют предпочтений относительно национальности при выборе друзей. Этнические меньшинства предпочитают дружить с представителями своей национальности.
  3. Выявлено предпочтение к идентичному отношению к учебе (отличники дружат с отличниками, троечники — с троечниками), а также по похожим антишкольным настроениям и планам на будущее высшее образование.
  4. Социально-экономический статус семьи не играет большой роли при выборе друзей.

Влада Вячеславовна Баранова

Большую роль в социальной адаптации мигрантов играет знание русского языка. По словам Влады Вячеславовны Барановой, доцента кафедры гуманитарных науки НИУ-ВШЭ, исследования установили, что уровень овладения языком зависит от совокупности факторов: страны предыдущего проживания, городского или сельского происхождения, образования, пола, времени проживания в России, опыта работы.

Оказалось, что среди родителей лучше всего адаптируются в питерскую среду городские мужчины с опытом работы и высшим образованием. Труднее всего обстоит дело для сельских женщин, не работающих, с неполным средним образованием.

Если вернуться к детям, то они тем лучше усваивают русский язык, чем раньше приехали в Россию: если до двух лет — легко; если около 7 — полгода трудно, а потом адаптируются; если в 14 лет, то очень трудно. Обиходный язык усваивается, а вот предметы на русском языке идут неважно, что тут же влияет на успеваемость.

Исследование выявило значение языка, на котором говорят дома у школьников, на успеваемость по таким предметам, как русский язык, литература, английский язык. Для алгебры такой зависимости нет.

Перед ЕГЭ не все равны

Как показали исследования, учителя и администрация школы не заинтересованы в недавно приехавших детях. По их мнению, такие дети портят школе картину сдачи ЕГЭ. Часто принимают детей-мигрантов в старшие классы «условно», с тем, что они будут посещать занятия здесь, а ЕГЭ поедут сдавать на родину.

По мнению Даниила Александровича, исследование стоит продолжать, чтобы прояснить всю картину распределения и адаптации детей-мигрантов в школах Петербурга, но тенденция уже понятна, и можно сделать определенные выводы.

«Итак, слухи об огромном количестве мигрантов в Санкт-Петербургских школах сильно преувеличены», — подвел итог Даниил Александров. В качестве рекомендации он заметил, что хорошо было бы развернуть фокус социальных программ по адаптации приезжих с их этничности на стрессовое состояние при переезде, ведь приехавшие из Сибири дети так же сложно приспосабливаются к школьной среде Петербурга, как и дети из Таджикистана. И дело не в их национальности, они русские, а в том, что они оторвались от родных корней, друзей и привычной школьной и домашней обстановки.


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011