18.05.2011
В среду, 18 мая в НИУ-ВШЭ состоялся публичный социологический семинар, посвященный проблеме мигрантов и обучения их детей. Тема мигрантов в Санкт-Петербурге стоит весьма остро. Приток населения в последние годы все увеличивается. Родители, ищущие в Петербурге работу, приезжают с детьми, часто малыши рождаются уже здесь. Сколько детей-мигрантов в питерских школах на самом деле? Как адаптируются дети-мигранты к школьной жизни, как быстро осваивают язык, как успевают по предметам? Встречают ли они дискриминационное отношение в лице сверстников и учителей? Все эти острые вопросы обсудили на семинаре.
В обсуждении приняли участие: помощник начальника управления ФМС России Управления федеральной миграционной службой по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ильченко В.Д., профессор социологии НИУ-ВШЭ и СПбГУКиТ Саганенко Г.И., социологи. Доклады выступавших слушали преподаватели, студенты, аспиранты, представители различных служб Санкт-Петербурга, журналисты и многие другие.
Результаты исследований Лаборатории социологии образования НИУ-ВШЭ были представлены в трех докладах. О статистике и этническом составе детей-мигрантов рассказал руководитель проекта Даниил Александрович Александров, профессор кафедры социологии НИУ-ВШЭ. О мигрантах как учениках рассказала Валерия Александровна Иванюшина, старший научный сотрудник Лаборатории. И о языковой адаптации учеников-мигрантов говорила Влада Вячеславовна Баранова, доцент кафедры гуманитарных науки НИУ-ВШЭ.
Лаборатория опросила 7300 учеников в 104 школах Санкт-Петербурга. Исследование продолжается: уже начаты опросы в Московской области, а в Санкт-Петербурге социологи начинают изучение здоровья школьников из семей мигрантов.
Основной целью этого проекта Даниил Александрович обозначил существующую необходимость исследования особенностей жизни детей-мигрантов, потому что через 20 лет они станут существенным элементом нашего общества, социальным фактором, с которым нельзя будет не считаться. В конечном итоге исследование этой темы даст основу для формирования социальной политики в Санкт-Петербурге по отношению к мигрантам.
С научной точки зрения, безусловно, интересно оценить, как происходит интеграция мигрантов в русское общество. Эпизоды с действиями скинхедов, рассказы о том, что скоро питерские школы будут наполовину наполнены детьми южных национальностей бывшего Советского Союза, определили актуальность этого исследования и интерес к докладу.
Так сложилось, что в Санкт-Петербурге нет статистики, сколько сейчас в школах обучается иноэтнических детей. Результаты исследования социологической лаборатории позволяют оценить общую ситуацию, узнать количество этнических групп в школах, и как эти дети ассимилируют в русскую, в частности, питерскую среду.
Необходимо определиться с понятием, кто такие мигранты? Даниил Александров обозначил это так: «Мигрантами первого поколения считаются те, кто родился на территории чужого государства, мигрантами второго поколения — те, у кого хотя бы один из родителей родился за пределами данной страны».
Исследования были основаны на смешанных методах: масштабные опросы школ и сбор качественных данных. В Санкт-Петербурге в 2009 году был проведен опрос 23 школ, 1200 школьников; в 2010 году опросили уже 104 школы и 7300 школьников.
|
При оценке ответов на эти вопросы учитывалось различие миграции и этничности: далеко не все, кто выглядит как «нерусский» и имеет «нерусскую» фамилию, является мигрантом.
Интересно было сравнить результаты самоидентификации подростков и результаты, полученные специалистами из ответов на косвенные вопросы.
Обнаруживаются небольшие отличия. К примеру, расхождения в доминирующей национальности были вызваны тем, что сам ребенок себя считает русским, хотя мама и папа говорят, скажем, на азербайджанском дома. Природа неверных ответов лежит скорее в области психологии, и является, вероятно, защитой от возможных дискриминационных действий общества.
Как отметила Валерия Александровна Иванюшина, важно также было установить отношение к учебе и общим ценностям детей русского большинства и этнического меньшинства. Анализ успеваемости показал, что если школьники, родившиеся в Петербурге или приехавшие в возрасте до семи лет, учатся одинаково независимо от этнической принадлежности, то для тех, кто переехал в школьном возрасте, успеваемость отличается: дети этнического большинства учатся значительно лучше, чем иноэтничные дети. Это связано с трудностями переезда и освоением языка в переходном возрасте. Интересно отметить, что в малокомплектных школах, которые внимательно изучали социологи, дети из семей, приехавших в Петербург, учатся немного лучше, чем дети из коренных семей.
Вероятно, играет роль мотивация: если питерским детям все блага учебы и развития даны при рождении, то детям мигрантам этого приходится добиваться большим трудом.
Следует сразу отметить, что намеренно не анализировались школы специальные, с углубленным изучением языков и гимназии. Именно там, предположительно, концентрируются дети высокостатусных родителей, ученых, учителей и подход к учебе у них серьезней.
Сравнивали обычные и малокомплектные школы из рабочих районов Петербурга, где работает и проживает большинство мигрантов. Вопросы на отношение к учебе распределились по нескольким направлениям:
Антишкольные настроения:
Нормативное отношение к образованию
Вовлеченность в учебу.
Большую роль в социальной адаптации мигрантов играет знание русского языка. По словам Влады Вячеславовны Барановой, доцента кафедры гуманитарных науки НИУ-ВШЭ, исследования установили, что уровень овладения языком зависит от совокупности факторов: страны предыдущего проживания, городского или сельского происхождения, образования, пола, времени проживания в России, опыта работы.
Оказалось, что среди родителей лучше всего адаптируются в питерскую среду городские мужчины с опытом работы и высшим образованием. Труднее всего обстоит дело для сельских женщин, не работающих, с неполным средним образованием.
Если вернуться к детям, то они тем лучше усваивают русский язык, чем раньше приехали в Россию: если до двух лет — легко; если около 7 — полгода трудно, а потом адаптируются; если в 14 лет, то очень трудно. Обиходный язык усваивается, а вот предметы на русском языке идут неважно, что тут же влияет на успеваемость.
Исследование выявило значение языка, на котором говорят дома у школьников, на успеваемость по таким предметам, как русский язык, литература, английский язык. Для алгебры такой зависимости нет.
Как показали исследования, учителя и администрация школы не заинтересованы в недавно приехавших детях. По их мнению, такие дети портят школе картину сдачи ЕГЭ. Часто принимают детей-мигрантов в старшие классы «условно», с тем, что они будут посещать занятия здесь, а ЕГЭ поедут сдавать на родину.
По мнению Даниила Александровича, исследование стоит продолжать, чтобы прояснить всю картину распределения и адаптации детей-мигрантов в школах Петербурга, но тенденция уже понятна, и можно сделать определенные выводы.
«Итак, слухи об огромном количестве мигрантов в Санкт-Петербургских школах сильно преувеличены», — подвел итог Даниил Александров. В качестве рекомендации он заметил, что хорошо было бы развернуть фокус социальных программ по адаптации приезжих с их этничности на стрессовое состояние при переезде, ведь приехавшие из Сибири дети так же сложно приспосабливаются к школьной среде Петербурга, как и дети из Таджикистана. И дело не в их национальности, они русские, а в том, что они оторвались от родных корней, друзей и привычной школьной и домашней обстановки.
ГлавCправ. 2011