Санкт-Петербург

Раздел Школы, гимназии, лицеи в Петербурге

Статьи

04.11.2010

Школе нужна родительская поддержка

Школа — это важная составляющая развития ребенка. Важная, но далеко не единственная. И об этом часто забывают родители, когда отдают свое чадо «в надежные руки» преподавателей, снимая тем самым с себя часть ответственности. Рассказать о роли родителей в образовательном процессе на своем примере корреспондент ГлавСправ попросил Александра Николаевича Брегу, бизнесмена и руководителя попечительского совета школы № 639.

Александр Николаевич Брега

Корр: Откуда пошла идея сотрудничества с образовательным учреждением?

Брега А.Н.: Я очень активный родитель. К сожалению, сейчас у нас, родителей, активности не хватает. Без активной позиции с нашей стороны невозможно реализовать президентскую программу «Наша новая школа». А в нашей школе я и несколько других активных родителей создали попечительский совет, мы решаем очень интересные, серьезные, сложные вопросы. Поэтому она всегда успешна: дети получают хорошее образование, легко сдают ЕГЭ, получая высокие баллы, и школа для них является настоящим вторым домом.

Корр: Что такое, по-вашему, хорошая подготовка в школе?

Брега А.Н.: Основная задача, чтобы ребенок не зациклился на своих тестах. Он должен развиваться, особенно в тех направлениях, где у него явные преимущества перед другими детьми. Мы ставим задачу в каждом ребенке найти то, к чему он способен, ведь нельзя всех стричь под одну гребенку.

Поэтому у нас в школе очень много разных конференций, конкурсов, олимпиад, нацеленных на то, чтобы каждый ученик мог себя проявить. И если раньше мы награждали только тех, кто на одни пятерки учится (это 20-40 человек из 800), то в этом году на награждение попало 600 с лишним человек. Кто-то хорошо рисует, кто-то бегает, кто-то читает стихи…

Мы, родители, должны поощрять все подобные стремления детей развиваться в любых направлениях.

Если раньше экзамен был «дуэлью» с преподавателем, то сейчас ребенок наедине с собой и бланком.

Корр: Каким образом это помогает вашим старшеклассникам сдавать ЕГЭ?

Брега А.Н.: Чтобы успешно сдать ЕГЭ, надо каким-то образом переломить себя и перейти на другую систему обучения. Коротко говоря, если раньше экзамен был «дуэлью» с преподавателем, то сейчас ребенок наедине с собой и бланком. Это утомительно, муторно и неинтересно. Ты ничего не понимаешь: ты сдал экзамен и только через неделю узнаешь результаты. Это тяжелое психологическое испытание. Только если ты знаешь и любишь этот предмет, ты спокойно его сдашь.

Мой третий ребенок сейчас учится в 6 классе, и я изучаю его школьную программу. Открываю учебник истории и из 100 слов понимаю только половину! Новые слова, наименования, которые ему никогда в жизни не пригодятся. Но он должен как-то научиться в них разбираться. Я не зря говорил о визуализации. Нельзя заставлять учить умные слова и только на этом строить процесс обучения. Я выступаю на всех учительских конференциях и призываю не перегружать детей этой лавиной информации, а объединять их по интересам и развивать в этом направлении. А не так, что дети пришли, послушали учителя, кивнули, и пошли по домам…

Конечно, это трудно. Не все учителя готовы к этому процессу. Но если не трясти вот это дерево, на котором должны зреть эти плоды, они так и будут там висеть без толку. И мы не дождемся ни одного Ньютона.

Корр: В чем это заключается: мастер-классы, дополнительные занятия?

Брега А.Н.: Во-первых, мы дружим со многими школами по всему миру. Мы делимся опытом и видим, как они учат детей, берем у них технологии. Наши дети и учителя ездят обмениваться опытом, мы проводим различные международные семинары… например, стоит какая-то проблема, и дети методом мозгового штурма решают эту задачу. Таким образом, они учатся дебатировать, аргументировать свою точку зрения. В жизни это пригодится на все 100%.

Мы стараемся проводить и учительские конференции. Ведь дети-то, может, и хотят учиться по-новому, да кто ж их научит? И вот это постоянное общение, постоянный контакт, и позволяет всем расти. А в итоге выигрывает кто? Ученик, кот. получает знания. Я как родитель, постоянно ругаюсь, когда читаю книжки, по которым ребенок должен учиться… И сейчас очень трудный период. Конечно, с одной стороны, есть опасность, что мы вовсе загубим наше образование. Инновации, нано-траки дают надежду, что не все так плохо, как кажется.

Задача школы состоит не в том, чтобы научить грамотно переписывать чужие мысли по заданному произведению... Но для ЕГЭ нужно именно это.

Корр: Что вы могли бы предложить своей школе как член попечительского совета?

Брега А.Н.: Я скажу другое, что нас мучает… Нас замучили проверками. Голова школьного учителя забита не тем, как дать ребенку знания, а как сделать так, чтобы его за эти уроки потом не наказали. Это очень грустно. Поэтому самое главное — не мешать учителям.

Второе — визуализация в школе. Вообще, был такой проект — концертный зал в самой обычной школе. Для чего? Чтобы дети там могли отдаваться творчеству, чтобы вести учебный процесс, имея большой экран, хороший звук. Я приглашаю посмотреть. Дети, когда заходят в этот зал — они хотят заниматься творчеством. А когда они приходили, и в зале было холодно, душно, или темно, стулья скрипели, и сцены не было — это, конечно, не дело. Мы постарались создать достойную материальную базу.

Нам нужно каким-то образом влиять и на саму программу обучения. Если вы почитаете образовательные программы — они мертвые! Литература не состыкуется с историей, биология — с химией. Дети изучают литературу — там идет история религии, к примеру, в древнерусской литературе. Но они не знают этого и читают, будто на иностранном языке. Кто им это объяснит? Ведь задача состоит не в том, чтобы научить грамотно переписывать чужие мысли по заданному произведению... Но для ЕГЭ нужно именно это. С одной стороны, школе нужен грамотный робот, который правильно расставит галочки, с другой — нужна личность. И вот это совместить очень сложно. Мы пока выступаем за личность... которая умеет правильно расставить черточки)

Корр: С одной стороны, модернизация ведет к тому, чтобы как-то унифицировать сферу образования (ЕГЭ). С другой стороны, инновации индивидуализируют каждого ученика как личность. К чему все это приведет?

Брега А.Н.: К золотой середине. Есть, конечно, предметы, которые очень легко и нужно сдавать по ЕГЭ, где не может быть трактовок. Например, я прекрасно понимаю, как сдать ЕГЭ по математике… Но я не могу понять, как сдать ЕГЭ по литературе. Меня никто не убедит, что это возможно. Литература — это начитанность, умение выразить свою точку зрения. Можно ошибаться в датах, можно забыть отчество какого-нибудь поэта, но литература наполняет наш внутренний духовный мир. Если этого не будет — неважно, как я поставил галочку.

Вывод такой: есть предметы, по которым надо оставить тестовый экзамен, а есть предметы, которым это просто вредит: история, литература. Вот у меня ребенок готовился к ЕГЭ по истории — это набор дат и фамилий. Зачем? Ну, забуду я фамилию — зато разберусь, что происходило… В свое время на занятиях по научному коммунизму мне задали вопрос: что написал Ленин в такой-то работе? Я ответил. Тогда был вопрос: на какой странице сборника сочинений это написано? И мне поставили 4 балла только за то, что я спросил: зачем? Возвращается такой формализм.

Математика и раньше была тестовой, т.к. формулы — это уже тест. Там невозможны разные трактовки, ответ один. Но в литературе ответов может быть множество. А история? У нас же учебники переписывают каждые пять лет. Поэтому ни в коем случае нельзя те школьные предметы, в которых возможны варианты ответов, загонять в рамки ЕГЭ.

С хорошими, сильными родительскими и попечительскими советами школы готовы к автономии. Но не там, где родители — серая безмолвная масса.

Корр: А какой вариант вы можете предложить?

Брега А.Н.: Решение всегда в споре возникает. К сожалению, пока учителя все зависимы — им сказали, и они сделали. Независимы только родители. Вот мы и стараемся трясти это дерево: выступать, учителей затачивать на другой стиль обучения. Например, на музыке ребята пишут диктанты — слова по-итальянски. Зачем? Они и так весь день пишут, руки уже отваливаются. Пусть на уроках музыки поют! Если родители будут возмущаться, до учителей будет доходить.

Корр: Вы сотрудничаете с другими образовательными учреждениями?

Брега А.Н.: Напрямую — нет, все-таки я в основном занимаюсь бизнесом. Но меня часто приглашают выступить и поделиться опытом нашей школы на разного рода учительских конференциях. Недавно на выступлении в администрации спросили о президентской инициативе «Наша новая школа» — она дает сильную автономию школам, готовы ли учителя к этому? Я отвечал так: с хорошими, сильными родительскими и попечительскими советами — готовы. Но не там, где родители — серая безмолвная масса. Потому что когда родителям все равно, как учат их детей, то их учат плохо. А потом мы возмущаемся, что у детей знаний нет. А сами и на собрания не ходили, и в дневник ни разу не заглядывали... Надо формировать у детей своим примером активную жизненную позицию.

С другими школами мы сотрудничаем на уровне обмена мнениями на различных встречах. Но я могу сказать: активных родителей становится больше. И самое главное, мы на примере нашей школы доказали, что этим можно добиться большого эффекта.


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011