04.11.2010
Школа — это важная составляющая развития ребенка. Важная, но далеко не единственная. И об этом часто забывают родители, когда отдают свое чадо «в надежные руки» преподавателей, снимая тем самым с себя часть ответственности. Рассказать о роли родителей в образовательном процессе на своем примере корреспондент ГлавСправ попросил Александра Николаевича Брегу, бизнесмена и руководителя попечительского совета школы № 639.
Корр: Откуда пошла идея сотрудничества с образовательным учреждением?
Брега А.Н.: Я очень активный родитель. К сожалению, сейчас у нас, родителей, активности не хватает. Без активной позиции с нашей стороны невозможно реализовать президентскую программу «Наша новая школа». А в нашей школе я и несколько других активных родителей создали попечительский совет, мы решаем очень интересные, серьезные, сложные вопросы. Поэтому она всегда успешна: дети получают хорошее образование, легко сдают ЕГЭ, получая высокие баллы, и школа для них является настоящим вторым домом.
Корр: Что такое, по-вашему, хорошая подготовка в школе?
Брега А.Н.: Основная задача, чтобы ребенок не зациклился на своих тестах. Он должен развиваться, особенно в тех направлениях, где у него явные преимущества перед другими детьми. Мы ставим задачу в каждом ребенке найти то, к чему он способен, ведь нельзя всех стричь под одну гребенку.
Поэтому у нас в школе очень много разных конференций, конкурсов, олимпиад, нацеленных на то, чтобы каждый ученик мог себя проявить. И если раньше мы награждали только тех, кто на одни пятерки учится (это 20-40 человек из 800), то в этом году на награждение попало 600 с лишним человек. Кто-то хорошо рисует, кто-то бегает, кто-то читает стихи…
Мы, родители, должны поощрять все подобные стремления детей развиваться в любых направлениях.
Если раньше экзамен был «дуэлью» с преподавателем, то сейчас ребенок наедине с собой и бланком. |
Корр: Каким образом это помогает вашим старшеклассникам сдавать ЕГЭ?
Брега А.Н.: Чтобы успешно сдать ЕГЭ, надо каким-то образом переломить себя и перейти на другую систему обучения. Коротко говоря, если раньше экзамен был «дуэлью» с преподавателем, то сейчас ребенок наедине с собой и бланком. Это утомительно, муторно и неинтересно. Ты ничего не понимаешь: ты сдал экзамен и только через неделю узнаешь результаты. Это тяжелое психологическое испытание. Только если ты знаешь и любишь этот предмет, ты спокойно его сдашь.
Мой третий ребенок сейчас учится в 6 классе, и я изучаю его школьную программу. Открываю учебник истории и из 100 слов понимаю только половину! Новые слова, наименования, которые ему никогда в жизни не пригодятся. Но он должен как-то научиться в них разбираться. Я не зря говорил о визуализации. Нельзя заставлять учить умные слова и только на этом строить процесс обучения. Я выступаю на всех учительских конференциях и призываю не перегружать детей этой лавиной информации, а объединять их по интересам и развивать в этом направлении. А не так, что дети пришли, послушали учителя, кивнули, и пошли по домам…
Конечно, это трудно. Не все учителя готовы к этому процессу. Но если не трясти вот это дерево, на котором должны зреть эти плоды, они так и будут там висеть без толку. И мы не дождемся ни одного Ньютона.
Корр: В чем это заключается: мастер-классы, дополнительные занятия?
Брега А.Н.: Во-первых, мы дружим со многими школами по всему миру. Мы делимся опытом и видим, как они учат детей, берем у них технологии. Наши дети и учителя ездят обмениваться опытом, мы проводим различные международные семинары… например, стоит какая-то проблема, и дети методом мозгового штурма решают эту задачу. Таким образом, они учатся дебатировать, аргументировать свою точку зрения. В жизни это пригодится на все 100%.
Мы стараемся проводить и учительские конференции. Ведь дети-то, может, и хотят учиться по-новому, да кто ж их научит? И вот это постоянное общение, постоянный контакт, и позволяет всем расти. А в итоге выигрывает кто? Ученик, кот. получает знания. Я как родитель, постоянно ругаюсь, когда читаю книжки, по которым ребенок должен учиться… И сейчас очень трудный период. Конечно, с одной стороны, есть опасность, что мы вовсе загубим наше образование. Инновации, нано-траки дают надежду, что не все так плохо, как кажется.
Задача школы состоит не в том, чтобы научить грамотно переписывать чужие мысли по заданному произведению... Но для ЕГЭ нужно именно это. |
Корр: Что вы могли бы предложить своей школе как член попечительского совета?
Брега А.Н.: Я скажу другое, что нас мучает… Нас замучили проверками. Голова школьного учителя забита не тем, как дать ребенку знания, а как сделать так, чтобы его за эти уроки потом не наказали. Это очень грустно. Поэтому самое главное — не мешать учителям.
Второе — визуализация в школе. Вообще, был такой проект — концертный зал в самой обычной школе. Для чего? Чтобы дети там могли отдаваться творчеству, чтобы вести учебный процесс, имея большой экран, хороший звук. Я приглашаю посмотреть. Дети, когда заходят в этот зал — они хотят заниматься творчеством. А когда они приходили, и в зале было холодно, душно, или темно, стулья скрипели, и сцены не было — это, конечно, не дело. Мы постарались создать достойную материальную базу.
Нам нужно каким-то образом влиять и на саму программу обучения. Если вы почитаете образовательные программы — они мертвые! Литература не состыкуется с историей, биология — с химией. Дети изучают литературу — там идет история религии, к примеру, в древнерусской литературе. Но они не знают этого и читают, будто на иностранном языке. Кто им это объяснит? Ведь задача состоит не в том, чтобы научить грамотно переписывать чужие мысли по заданному произведению... Но для ЕГЭ нужно именно это. С одной стороны, школе нужен грамотный робот, который правильно расставит галочки, с другой — нужна личность. И вот это совместить очень сложно. Мы пока выступаем за личность... которая умеет правильно расставить черточки)
Корр: С одной стороны, модернизация ведет к тому, чтобы как-то унифицировать сферу образования (ЕГЭ). С другой стороны, инновации индивидуализируют каждого ученика как личность. К чему все это приведет?
Брега А.Н.: К золотой середине. Есть, конечно, предметы, которые очень легко и нужно сдавать по ЕГЭ, где не может быть трактовок. Например, я прекрасно понимаю, как сдать ЕГЭ по математике… Но я не могу понять, как сдать ЕГЭ по литературе. Меня никто не убедит, что это возможно. Литература — это начитанность, умение выразить свою точку зрения. Можно ошибаться в датах, можно забыть отчество какого-нибудь поэта, но литература наполняет наш внутренний духовный мир. Если этого не будет — неважно, как я поставил галочку.
Вывод такой: есть предметы, по которым надо оставить тестовый экзамен, а есть предметы, которым это просто вредит: история, литература. Вот у меня ребенок готовился к ЕГЭ по истории — это набор дат и фамилий. Зачем? Ну, забуду я фамилию — зато разберусь, что происходило… В свое время на занятиях по научному коммунизму мне задали вопрос: что написал Ленин в такой-то работе? Я ответил. Тогда был вопрос: на какой странице сборника сочинений это написано? И мне поставили 4 балла только за то, что я спросил: зачем? Возвращается такой формализм.
Математика и раньше была тестовой, т.к. формулы — это уже тест. Там невозможны разные трактовки, ответ один. Но в литературе ответов может быть множество. А история? У нас же учебники переписывают каждые пять лет. Поэтому ни в коем случае нельзя те школьные предметы, в которых возможны варианты ответов, загонять в рамки ЕГЭ.
С хорошими, сильными родительскими и попечительскими советами школы готовы к автономии. Но не там, где родители — серая безмолвная масса. |
Корр: А какой вариант вы можете предложить?
Брега А.Н.: Решение всегда в споре возникает. К сожалению, пока учителя все зависимы — им сказали, и они сделали. Независимы только родители. Вот мы и стараемся трясти это дерево: выступать, учителей затачивать на другой стиль обучения. Например, на музыке ребята пишут диктанты — слова по-итальянски. Зачем? Они и так весь день пишут, руки уже отваливаются. Пусть на уроках музыки поют! Если родители будут возмущаться, до учителей будет доходить.
Корр: Вы сотрудничаете с другими образовательными учреждениями?
Брега А.Н.: Напрямую — нет, все-таки я в основном занимаюсь бизнесом. Но меня часто приглашают выступить и поделиться опытом нашей школы на разного рода учительских конференциях. Недавно на выступлении в администрации спросили о президентской инициативе «Наша новая школа» — она дает сильную автономию школам, готовы ли учителя к этому? Я отвечал так: с хорошими, сильными родительскими и попечительскими советами — готовы. Но не там, где родители — серая безмолвная масса. Потому что когда родителям все равно, как учат их детей, то их учат плохо. А потом мы возмущаемся, что у детей знаний нет. А сами и на собрания не ходили, и в дневник ни разу не заглядывали... Надо формировать у детей своим примером активную жизненную позицию.
С другими школами мы сотрудничаем на уровне обмена мнениями на различных встречах. Но я могу сказать: активных родителей становится больше. И самое главное, мы на примере нашей школы доказали, что этим можно добиться большого эффекта.
ГлавCправ. 2011