17.05.2011
Проблема развития инклюзивного образования в нашей стране стоит весьма остро. О том, с какими проблемами приходится сталкиваться, и для чего необходимо совместное обучение детей с разными возможностями, в интервью ГлавСправ рассказала Наталья Геннадьевна Путиловская, первый заместитель председателя комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Сегодня мы говорим об инклюзивном образовании в учебных учреждениях Санкт-Петербурга. Проблема эта достаточно сложная, трудно решаемая и долгосрочная. Это связано с тем, что про инклюзивное образование, которое должно внедряться в учебный процесс, говорится не так давно, и для того, чтобы осуществлять его в полной мере и в необходимом объеме, нужно иметь ряд условий. Первое из них — нормативные документы, которых в настоящее время нет, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне региона.
В Санкт-Петербурге созданы различные методические рекомендации, но в настоящее время Законодательным Собранием Санкт-Петербурга еще только разрабатывается Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. На данный момент существуют разрозненные нормативные документы различных министерств и ведомств, например, есть распоряжение Минздравсоцразвития об индивидуальной программе реабилитации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Индивидуальная программа реабилитации — это комплексное понятие, которое предусматривает не только образование людей со сложными заболеваниями, но и социальную и медицинскую помощь, всестороннее сопровождение инвалидов. Пока для таких программ нет специальных документов.
Можно понимать инклюзивное образование по-разному. Попытки интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду существуют уже давно. Помимо обычных общеобразовательных школ и коррекционных школ, в Санкт-Петербурге существует практика создания специальных коррекционных групп или классов в обычном общеобразовательном учреждении: в школе или в детском саду.
Конечно, это не совсем то инклюзивное образование, которое мы бы хотели видеть в итоге, потому что дети с ОВЗ во время учебного процесса объединяются в один класс или группу, с ними работают специально обученные педагоги, дефектологи, и интеграции во время учебного процесса с детьми, не имеющими отклонений, не происходит. Когда создается коррекционный класс или группа в обычном образовательном учреждении, у детей с ОВЗ появляется возможность включения пока только в воспитательный процесс, во внеклассные мероприятия, в группы продленного дня, в экскурсии, в совместные праздники с учащимися этого учебного заведения.
Внедрять инклюзивное образование непосредственно в урочную систему или в занятия дошкольного учреждения гораздо сложнее оттого, что нужно иметь, в первую очередь, подготовленных специалистов, а специалисты такого рода, как правило, работают в специальных коррекционных образовательных учреждениях или классах. Учителя массовых школ не имеют такой специальной подготовки и если говорить о широком внедрении инклюзивного образования в учебный процесс, то нельзя забывать о необходимости специальной подготовки учителей общеобразовательных школ и детских садов.
Также крайне необходимы образовательные стандарты, которые сейчас разработаны только для обычных детей в массовых школах и не рассчитаны на детей с ОВЗ. Отдельно существуют нормативы, которых придерживаются в коррекционных школах и коррекционных классах. А необходимо именно такие совмещенные программы. Пока в дело включается лишь умение и мастерство самого учителя, его интуиция, методическое чутье и грамотность.
Еще одно условие, которое начинает выполняться в Санкт-Петербурге, — создание безбарьерной среды для маломобильных групп населения в образовательных учреждениях: специальные условия для доступа инвалидов, в том числе колясочников. Имеются в виду пандусы, лифты, специальные приспособления: поручни, подъемники, элементарные пороги между помещениями, которые зачастую являются серьезным препятствием для инвалида.
Все эти требования по доступной безбарьерной среде уже соблюдаются в процессе нового строительства, при вводе школ в эксплуатацию после комплексного капитального ремонта или реконструкции.
В Санкт-Петербурге существует программа по созданию безбарьерной среды. Ее координатором является Комитет по социальной политике. По возможности, такие приспособления создаются в учреждениях социальной инфраструктуры, в том числе и в общеобразовательных учреждениях, которые функционируют уже давно. Но, поскольку наш город в центре имеет историческую застройку, здесь трудно что-либо перестраивать, для этого нужны согласования с Комитетом по градостроительству и архитектуре, Комитетом по охране памятников. В связи с этим не всегда получается приспособить образовательные учреждения к тому, чтобы инвалидам и детям с ограниченными возможностями передвижения была доступна любая школа. В современных постройках в спальных районах существует гораздо больше образовательных учреждений, имеющих все условия для обучения детей-инвалидов.
Итак, обобщим основные причины, мешающие развитию инклюзивного образования в нашей стране: необходимость специального обучения педагогических работников; отсутствие соответствующих программ и образовательных стандартов; отсутствие нормативных документов по инклюзивному образованию; необходимость создания материально-технических условий в образовательных учреждениях для доступа инвалидов.
Однако существует еще один барьер, который создает едва ли не самое большое количество трудностей: готовность нашего общества, и даже не детей, а скорее их родителей к совместному обучению здоровых детей и детей-инвалидов.
Есть и отрицательный опыт. Иногда образовательные учреждения сталкиваются с достаточно жесткой позицией родителей, говорящих о том, что, отдавая своего ребенка в обычную нормальную школу, они не готовы к тому, чтобы в классе обучался ребенок с ОВЗ. Это достаточно сложная психологическая проблема.
И это при том, что в классах, где успешно происходит такое включение, ребята становятся более терпимыми, умеющими сострадать, готовыми помочь ближнему, они с большим пониманием относятся к проблемам окружающих людей. Дети начинают обращать внимание на сложности других людей уже вне школы, в том числе и на проблемы своих родителей.
Колоссальный воспитательный эффект инклюзивного образования приносит очень большую пользу для ребят, которые учатся в обычной массовой школе, не говоря уже о том, как это нужно для ребенка, который имеет нарушения в развитии. Такое внедрение в нормальную среду, в обычный школьный коллектив, позволяет ему не чувствовать себя другим, найти среди сверстников друзей, которые смогут всегда ему помочь и поддержать.
Это очень важно, и понятны пожелания и вопросы родителей детей-инвалидов, которые хотели бы своего ребенка наравне со всеми сверстниками обучать в обычной массовой школе.
ГлавCправ. 2011