12.05.2011
Игра как процесс познания стала применяться еще до того, как психологи признали ее незаменимой частью цивилизации. Играя, ребенок познает мир, пробует новое, совершает первые ошибки и приобретает бесценный опыт. Как ни странно, но в западной педагогике игровые методы стали применяться относительно недавно. О том, что такое «учиться играючи», рассказывает ГлавСправ.
Первые обучающие игры появились, как утверждают историки, еще в античных гимнасиях. Чтобы добиться интереса и активности от своих учеников, учителя устраивали специальные состязания, где требовались полученные знания и умения. Уже тогда стало понятно, что просто «сидеть и слушать» для хорошего образования мало, нужно уметь брать на себя смелость и ответственность за свои поступки и ошибки, самостоятельно применять на практике то, чему учат старшие.
С тех пор многое менялось, и в Европе западная, схоластическая система обучения («учитель спрашивает, ученики отвечают») окончательно вытеснила восточную, познавательную («ученик спрашивает, учитель отвечает»). От игры вовсе отказались, считая такой способ легкомысленным.
Современный мир меняется каждую минуту, и только игра, с ее вариативностью, наглядностью, импровизацией и широким использованием последних технических разработок, способна стать базой для новой школы. Яркий пример — бизнес-образование, в котором уже несколько десятков лет практикуются игровые методы обучения. Взрослые, состоявшиеся люди с удовольствием погружаются в эмоциональное взаимодействие с педагогами тренингов. При этом успешно усваиваются даже самые сложные области знаний. Что уж говорить о ребенке, для которого естественно познавать мир через игру?
Сегодня игра возвращается в учебные программы не только детских, но и общеобразовательных учреждений. Педагоги не только формируют личность, воспитывают и социализируют ребенка, но и помогают заинтересовать его познанием окружающего мира, что очень важно для интеллектуального развития. Это не унылый монолог учителя к аудитории, а активное неформальное общение, где каждый получает право на голос, не боясь ошибиться. Ведь у такой игры не существует запретов и ограничений.
Однако обратимся к реальному опыту игрового обучения в школе. Можно ли построить образовательный процесс так, чтобы дети получали не только удовольствие от игры, но и качественное образование? Можете ли вы себе представить, чтобы ученик вместо дневника вел рейтинг б аллов, а вместо контрольной — «зависал» в виртуальном мире с выдуманными персонажами?
Единственная на сегодняшний день школа, которая полностью построена по игровой модели — Quest to Learn (Нью-Йорк, США). Уникальность школы в том, что в ее создании принимали участие как учителя, так и гейм-дизайнеры. Дети изучают привычные школьные предметы: математика, история, география… Но сам процесс обучения основан на принципах компьютерных игр!
Вместо оценок — система уровней и титулов. Кроме стандартного плана, каждый участник может выполнять дополнительные «миссии» для повышения своего рейтинга, а то и вовсе набрать новых квестов и попробовать еще раз заработать больше очков.
Вместо контрольных перед учениками ставятся определенные задачи, решить которые можно, используя собственные таланты, либо собрав правильную команду, как в компьютерной онлайн-игре игре. От таких игр пошло и название школы (quest to learn): «искать, чтобы учиться». А чтобы проверить, насколько успешно ребенок усвоил пройденный материал, придуман хитрый ход — он сам должен обучить всему, что знает, своего подопечного — виртуального персонажа. По сути, learning — это самообучение, в отличие от привычного education — усвоение знаний «со стороны».
Организаторы школы так выразили свою главную задачу: «Студенты учатся быть биологами, историками и математиками вместо того, чтобы изучать биологию, историю или математику».
У явления, которое уже получило название gamification (от слов «game» и «education»), уже появились сторонники и противники. Последние утверждают, что такие методы нельзя использовать в обучении. В мастерство достигается через бесконечное количество повторений, у учеников есть столько времени, сколько потребуется. Традиционный урок построен иначе: задания нужно выполнить в определенный срок, время ограничено, к тому же есть учитель, который оценивает результаты. К тому же, на уроке более серьезное отношение непосредственно к обучению.
Их оппоненты возражают, что устоявшаяся система «урок-оценка» не эффективна, т.к. у ребенка нет шанса на ошибку. Это парализует его творческие способности, снижает активность. Неважно, сколько раз он проходил каждый этап «игры», важно, что он сделал этот шаг, получил опыт и уверенность в своих силах. Кроме того, игры — это идеальная среда для усложнения знаний, ведь пройденный этап уже неинтересен, и ученик сам идет на более сложный.
Вам решать, какой путь пройдет в школе ваш ребенок. Будет ли это связано с традиционными учебниками или с последними компьютерными технологиями. И то, и другое требует вдумчивости и кропотливой работы ума. И то, и другое может быть эффективно и увлекательно. Рискните, ведь хорошее образование — это всегда освоение чего-то нового и необычного.
ГлавCправ. 2011