27.08.2009
В четверг, 27 августа, в Петербурге прошел традиционный Городской педагогический совет «Наша новая школа». Более двух с половиной тысяч руководителей учебных заведений, представителей власти и журналистов собрались в «ЛенЭкспо», чтобы обсудить перспективы развития российского образования. Разумеется, главной темой выступлений стала реформа петербургской школы.
Глобальная конкуренция на рынке образования подтолкнула наших чиновников всерьез задуматься о судьбе образования, в особенности, базового. Инновационная модель развития рассчитана, в первую очередь, на учреждения начального и среднего образования. Именно в школе происходит становление личности, даются главные знания. От качества школьного образования зависит успех будущих выпускников — нового поколения России.
Перед началом педсовета состоялось открытие выставки оборудования для учебного процесса. Пришедшие смогли познакомиться с новинками учебных заведений Петербурга. В демонстрации были использованы роботы, интерактивные стенды, информационные материалы. Кроме того, участие приняли и коммерческие фирмы, заинтересованные в сотрудничестве с педагогами и директорами школ: изготовители мебели, наглядных пособий, организаторы праздников и создатели различных информационных сетевых ресурсов для поддержки образования.
Главным событием педсовета стало обращение губернатора Валентины Матвиенко к педагогическому сообществу Петербурга. Она дала оценку прошедшего учебного года и наметила главные пункты развития начального и среднего образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Валентина Матвиенко: «Считайте результаты ЕГЭ своим домашним заданием на этот год» |
Матвиенко огласила данные о результатах выпускных экзаменов в Санкт-Петербурге: ребята достойно справились с нагрузкой, большинство «отличников» подтвердили свои аттестаты 100 баллами по ЕГЭ. «И это притом, что не было никаких мобильных телефонов, шпаргалок или подсказчиков, как в других регионах», — добавила губернатор.
По мнению губернатора, город в целом справился с ЕГЭ: по русскому языку результаты более чем в два раза лучше общероссийского уровня, однако по литературе результаты ЕГЭ удручающие. Этот парадоксальный разрыв вызвал недоумение среди участников педсовета. Как отметила Матвиенко, это следствие неправильного подхода к ЕГЭ. «Считайте результаты этого года своим домашним заданием на следующий год» — добавила она. Решением станет специализированная подготовка учеников к тестовой форме экзамена, однако, речь не идет о подмене полноценного образования, которым славилась петербургская школа, примитивным натаскиванием на ЕГЭ.
Сейчас в Петербурге полным ходом идет обновление образовательных стандартов в соответствии с планами нацпроекта «Образование». Реформы коснутся не только выпускных экзаменов, но и в целом методики преподавания.
Особое внимание будет уделено технической поддержке школ, обновлению их инфраструктуры в соответствии с требованиями современного общества. Интернет как современное средство получения информации и технические новинки станут незаменимыми помощниками в обучении детей. «Школа без мела» — так можно назвать эту программу.
Илья Клебанов: «Необходимо сформировать новый, достойный облик российского образования» |
Но инновации, за внедрение которых ратуют школьные реформаторы, не могут состояться, если учитель едва знаком с компьютерной техникой. Педагогам, которые первыми приняли участие в программе компьютеризации петербургских школ, глава города вручила сертификаты на получение персональных компьютеров. Новые правила позволят любому учителю города получить ноутбук, причем, без наценок и кредитов. Ведь в новых условиях он обязан смело использовать последние технические достижения как орудия учебного процесса.
В развитии учительского потенциала, одной из приоритетных задач инициативы «Новая школа», педагогам города должны также помочь курсы повышения квалификации. Губернатор дала «социальный заказ» петербургским вузам — воспитать новое поколение директоров. В кризисное время справиться со сложностями смогут только профессиональные топ-менеджеры.
Одной из главных тем обсуждения стало здоровье подрастающего поколения. Матвиенко призвала руководство школ обращать больше внимания на роль физической культуры в развитии детей. «Пора перестать считать физкультуру «довеском» к образованию. Напомню, что в этом году звание учителя года получила именно педагог по физкультуре — Светлана Ефимова из 102-ой школы Колпинского района, — сказала глава города. — Работа по сохранению здоровья должна увеличиваться». Первые шаги к этому — введение третьего урока физкультуры в расписание уроков 150 петербургских школ и организация школьной олимпиады по физической культуре.
Зоя Чалова (директор публичной библиотеки им. Маяковского): «По уровню начитанности нашей молодежи мы приближаемся к катастрофическим показателям» |
За увеличение роли физического воспитания в школьном образовании выступила и олимпийская чемпионка Ольга Кужела. По ее словам, спортом сейчас занимается только 20% детей, что не может не огорчать. Популяризировать физкультуру помогут молодые спортсмены, которые и должны заниматься с детьми. Верным решением стала традиционная акция «Выбираю спорт!», которая в четвертый раз пройдет 5-6 сентября 2009 года в Петербурге.
С другой точки зрения на проблему образования молодежи взглянула директор центральной городской библиотеки Зоя Васильевна Чалова. По ее словам, ситуация удручающая: по данным Международной программы тестирования школьных знаний Россия занимает только 44 место! А ведь еще в 2001 году мы находились на 32 месте среди 60 тестируемых стран. Связано это с тем, что школьники перестают читать книги и все больше пользуются краткими изложениями, готовыми сочинениями. Порой доходит до смешного, когда ребята в библиотеке просят дать им пьесу «Сирано де Бержерак» в прозаическом изложении. По словам Чаловой, в такой ситуации нужно заинтересовать детей в чтении: организовать литературные семинары, олимпиады, читательские конкурсы.
В завершение педсовета губернатор Матвиенко вручила свидетельства на новое жилье в рамках целевой программы «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания». Примечательно, что десять жилищных сертификатов вручили не только учителям школ и преподавателям колледжей, но и воспитателям детских садов. Глава города отметила, что на Педагогическом совете в торжественной обстановке сертификаты получили далеко не все лучшие педагоги города. Вручение продолжится в сентябре, когда станут известны остальные счастливые обладатели новых квартир.
Напоследок Валентина Матвиенко поблагодарила педагогов за то, что они остались верны школе, пожелала им «энергичных единомышленников, внимательных глаз на уроках и ответственных родителей». Торжественную часть педсовета продолжил праздничный концерт.
Светкова Маргарита Юрьевна, учитель истории школы № 285 Красносельского района, одна из обладателей жилищного сертификата.
Корр: Вы получили сертификат на новое жилье. С чем, по-вашему, связана эта инициатива?
Маргарита Светкова: Мне кажется, я заслужила сертификат потому, что кроме большого педагогического стажа, у меня еще и трое детей. А если серьезно, работа в современной, технически оснащенной школе сама по себе поднимает статус учителя. А если он и живет в комфортных условиях, это огромный стимул для работы.
Корр: Как Ваша школа прошла испытание ЕГЭ-2009? Есть ли какие-то замечания?
МС: Наши выпускники справились хорошо. Во всяком случае, мой предмет, историю и обществознание, никто не провалил (улыбается). Конечно, школьников нужно как можно раньше психологически готовить для сдачи тестов, ведь много ошибок обнаруживается уже на стадии заполнения. Но я убеждена, что ЕГЭ имеет существенный плюс — он помогает оценить знания ученика не по одному билету, а комплексно.
Корр: Что дало Вам участие в Городском педсовете?
МС: Безусловно, мне было интересно лично от администрации и губернатора узнать планы по развитию петербургской школы. Многие начинания я поддерживаю, но отмечу, что наша 285-ая школа уже изменилась: появились компьютерные залы, мультимедийные установки… С повышением уровня образования в этом году к нам пришло больше учеников и это радует.
ГлавСправ. 2009