Санкт-Петербург

Раздел Школы, гимназии, лицеи в Петербурге

Статьи

21.10.2010

Жить, а не существовать

Он только окончил Оксфордский университет и начал серьезно заниматься теоретической физикой. Впереди — вся жизнь, полная планов, надежд, приключений. И вот невероятный диагноз: боковой амиотрофический склероз, затем паралич; спустя время — потеря возможности говорить, инвалидное кресло, аппарат-синтезатор речи. Неужели конец всем планам? Как бы не так!

Стивен Хокинг

Этот человек не сломался и пошел к своей цели, невзирая на препоны судьбы. Сейчас он — один из наиболее влиятельных физиков-теоретиков нашего времени, член Лондонского Королевского общества, профессор Оксфордского университета, автор массы научно-популярных книг, чье имя известно во всем мире — Стивен Хокинг.

И таких примеров — великое множество. Люди с ограниченными возможностями прыгают с парашютом, усыновляют детей, занимаются бизнесом, получают ордена и научные степени. Словом, живут, а не существуют. Эти люди хотят и могут вести счастливую и полноценную жизнь, им нужно лишь немного помочь, создать условия, в которых можно почувствовать себя комфортно и независимо. Всегда ли это удается? Например, легко ли в нашей стране такому человеку получить образование? Казалось бы, все возможности есть. Но в действительности, на пути инвалида встает масса преград, зачастую непреодолимых.

Учебные заведения в России оборудованы так, что не предусматривают нужд инвалидов. Преподаватели не умеют с ними работать, сверстники не знают, как с ними общаться... Человек испытывает трудности адаптации. Большие надежды на решение всех этих проблем возлагают на инклюзивное образование.

Что это такое?

Инклюзивное или включенное образование — процесс обучения детей с проблемами здоровья в общих учебных заведениях совместно с остальными детьми. Главная особенность — не просто «внедрение» детей-инвалидов в образовательный процесс, а создание особых условий, приспособление к нуждам таких детей.

В систему инклюзивного образования входят все учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Необходимым является двустороннее развитие процесса: техническое оснащение образовательных учреждений должно совмещаться с разработкой специальных программ для педагогов и других учащихся, объяснением принципов инклюзивного образования. Кроме этого, очень важна работа с самими детьми, чтобы облегчить их вхождение в новую среду.

    Принципы инклюзивного образования:
  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Беда в цифрах

Точных данных о том, сколько в России детей-инвалидов, по сути, не существует. С одной стороны — данные Минздравсоцразвития и Пенсионного фонда, с другой — неофициальные исследования, показания медицинских работников. Цифры эти, мягко говоря, расходятся: по одним сведениям, в России около 550-590 тысяч детей-инвалидов; вторые, однако, убеждены, что это число занижено чуть ли не в 2-3 раза — как минимум миллион человек.

За последние 30 лет этот показатель вырос невероятно, даже если учесть изменения в законодательстве при оценке инвалидности: в 1980 году приблизительная цифра была равна 50 тысячам человек. Тем не менее, Министерство здравоохранения и социального развития отмечает, что в последние годы показатели снова начинают уменьшаться.

Дети с ограниченными возможностями получают образование по-разному. В общеобразовательных школах обучаются 140 тыс. ребят, в коррекционных школах и школах-интернатах — 70 тысяч. Еще 40 тысяч детей получает образование на дому, либо не может учиться по медицинским показателям.

Закон писан

Права и свободы инвалидов утверждает и охраняет целый ряд законов: на международном уровне это Декларация о правах инвалидов (ООН) и Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (ООН). В нашей стране — это Конституция Российской Федерации, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «Об образовании», закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве». На последнем мы остановимся подробней, поскольку в ближайшее время он может стать базовым для создания нормативных актов более высокого уровня.

Работа над формированием закона велась не один год. С 2007 года его разрабатывали объединенными силами парламентариев и Департамента образования. Вступить в силу законопроект должен 1 января 2011 года.

Именно в этом документе впервые было закреплено понятие «инклюзивное образование».

Новый законопроект утверждает все важные моменты организации обучения и воспитания инвалидов, системы медико-педагогической коррекции, создания службы ранней помощи. Уделено внимание и вопросам финансирования образовательных учреждений, социальной поддержке работников системы, пропагандисткой работе, а также денежным выплатам детям и их родителям, различные льготы.

К сожалению, от момента принятия этих благостных решений до момента их действительной реализации, скорее всего, пройдет немало времени. Дело в том, что в наших образовательных учреждениях абсолютно отсутствуют условия для обучения в них людей с ограниченными возможностями. Разумеется, будет проводиться реорганизация, обустройство школ и вузов, но это потребует значительных финансовых вложений, и времени понадобится очень немало.

Но главный (и печальный) факт — по-прежнему отсутствует подобный закон на федеральном уровне.

Примечательно, что более 15 лет назад в России был создан проект закона об образовании лиц с ограниченными возможностями. В Европе его признали образцовым и даже собирались его использовать в качестве основы для совершенствования собственной законодательной базы. Однако президент Ельцин отклонял его дважды, и лишь недавно он был переписан и представлен в виде поправок к ФЗ «Об образовании».

В странах зарубежья

За рубежом всегда большое внимание уделяли неблагополучным слоям населения, в том числе и инвалидам. С 1970-х годов началась активная разработка нормативных актов, программ, направленных на включение инвалидов в образовательный процесс.

Главный нормативный акт — Положение «О правах инвалидов», включенное в Конвенцию ООН в 2006 году.

В США и Европе отработаны основные направления развития этой области: мэйнстриминг (проведение разнообразных совместных досуговых программ), интеграция (образовательная система не меняется, однако дети-инвалиды включаются в процесс) и инклюзия. Также проводится активная популяризация идей равенства, толерантности, взаимопомощи; налажена система финансовой поддержки как семей с особыми детьми, так и учебных заведений, проявляющих к ним благосклонность.

Возьмем пример благополучной Швеции. Прежде всего, в этой стране очень развита техническая стороны проблемы: на улицах, в общественных учреждениях, во всех заведениях предусмотрено специальное оборудование, дорожки, лифты и т. д., что позволяет инвалиду без посторонней помощи свободно перемещаться по городу. Широко распространена система волонтерства.

В Швеции практически отсутствуют примеры, когда родители отказываются от «неполноценного» ребенка. Активную помощь семьям оказывают социальные службы. Каждый ребенок закреплен за реабилитационным центром, где им занимается целая команда специалистов: терапевт по двигательным нарушениям, психолог, логопед, специалисты по реабилитации.

Большинство детей уже в полтора-два года начинают посещать обычные детские сады, где к нему прикреплен помощник. Он учит и детей, и воспитателей тонкостям совместного общения, игр, занятий. В школах — аналогичная ситуация.

Также социальные работники поддерживают родителей: помогают переоборудовать квартиру, учат, как общаться и заниматься с ребенком, остаются с ним, когда родителям необходимо отлучиться — не только по делам, но и, к примеру, в отпуск.

Россия не спешит

Пока инклюзивное образование в нашей стране находится на начальном этапе развития. О необходимости его введения впервые всерьез заговорили в конце лишь 1980-х годов.

Первым образовательным учреждением нового типа стала школа «Ковчег», созданная в Москве в 1991 году. С 2000 года ее опыт стали перенимать и другие школы, в которых стали распространяться новаторские идеи.

Государство стало осторожно пробовать внедрять интегрированное обучение: в 11 регионах были созданы специальные экспериментальные площадки. На основе полученного опыта была разработана и принята Концепция интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 2008 году стартовал новый эксперимент, на этот раз касающийся инклюзивного образования. Разработанная схема была опробована в различных образовательных учреждениях в Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

Тем не менее, несмотря на успешные примеры работы системы инклюзивного образования и в России, и за рубежом, нельзя сказать, что у нас она развивается активно. Не хватает опыта, финансов, специалистов, терпения, учебных мест. Школы, которые ввели у себя эту особую модель образования, не справляются с наплывом желающих и вынуждены отказывать. Брать сверх нормы нельзя — очень важно, чтобы процент детей-инвалидов не превышал их количества в обществе (в среднем — 5 %), иначе могут возникнуть другие проблемы.

Россия — одна из немногих развитых стран, в которой отсутствует антидискриминационный закон, обеспечивающий право граждан с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование. В США он был принят в 1975 году, в Швеции в 1980, в Нидерландах в 1985. В нашей стране законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» разрабатывается уже более 10 лет. Национальный проект «Образование» даже не содержит вопросов о развитии образования инвалидов.

Стена непонимания

Пока что общество не очень охотно принимает идею инклюзивного образования. О ней начали говорить сравнительно недавно, а до этого и вовсе предпочитали закрывать глаза на многочисленные проблемы существования инвалидов в обществе.

За введение инклюзивного образования активно ратуют общественные организации и родительские объединения. С другой стороны — администрация, учителя и родители детей общеобразовательных школ, которые зачастую, даже если высказываются об этом положительно, занимают негативную позицию и не спешат способствовать развитию программы.

Самое сложное в нелегкой работе распространения инклюзии является столкновение со стереотипами восприятия ребенка-инвалида. Бытует очень распространенное мнение о том, что если дети-инвалиды будут учиться в общей школе, это негативно скажется на развитии здоровых детей. Однако, это в корне неверно. Важно понимать, что инклюзивное образование — это не снижение уровня требований к здоровым детям с целью всех уравнять, а, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому ученику.

Интересный факт выяснился при составлении рейтинга успеваемости школ США. Большинство учебных заведений, вошедших в первую десятку, — инклюзивные. Это говорит о том, что там работают прекрасные педагоги, способные правильно организовать учебный процесс, что идет на пользу всем ученикам. И очень важно, что присутствие детей с ограничениями здоровья дает остальным школьникам возможность прочувствовать и развивать такие важные качества как терпимость, толерантность, взаимопомощь.

Чем раньше дети начнут общаться с детьми-инвалидами, тем быстрее они поймут, что нужно оценивать человека не по внешним параметрам, а обращать внимание на его духовную красоту; что все люди имеют равные права; что каждому необходимо человеческое общение, дружба и любовь. Стать хотя бы немного добрее — великое искусство, но оно подвластно каждому из нас.


Комментарий

Роман Суслов, фотодизайнер, инвалид 2 группы.

Роман Суслов

Корр: Роман, тебе удалось получить высшее образование наравне со всеми...

— Я ходил в самый обычный детский сад, затем начал учиться в общеобразовательной школе. В 90-х годах родители детей инвалидов и ребят со слабым здоровьем объединились и организовали специальную школу № 627.

Первоначально учителя ездили индивидуально заниматься с учениками на дому — нас тогда было несколько десятков. Позже количество учеников выросло до двухсот, и уроки стали проходить в здании школы небольшими классами, в среднем по пять человек. Это было удобно, поскольку каждому ученику уделялось много внимания, существовал индивидуальный поход, что трудно в обычных классах. Были обустроены небольшие комнаты в школе, где мы вместе сидели за большим столом, и обсуждали самые разные вопросы. У нас были очень хорошие педагоги.

Затем я поступил в РГПУ им. А.И. Герцена на факультет социальных наук. Меня отговаривали, говорили, что там слишком большие нагрузки, но я принципиально пошел на дневное отделение. Мне необходимо было общение, хотелось найти новых друзей. Проучившись некоторое время, я поступил на вечернее отделение курсов журналистики.

При поступлении у меня были льготы — достаточно было сдать экзамены на положительную оценку, минуя конкурс. Во всем остальном я учился наравне со всеми: никаких поблажек и скидок ни на экзаменах, ни на занятиях, что, честно говоря, пошло мне на пользу.

В университете училось немало людей со своими особенностями. Естественно, это нас сближало, мы близко и тепло общались. Однако остальные ребята также относились к нам очень хорошо и дружелюбно, с пониманием, в чем-то помогали.

Корр: С какими проблемами ты столкнулся при поиске работы?

— К примеру, я уже два года безуспешно состою в службе занятости. И там мне прямо заявляют, что шансов найти работу у меня практически нет. Политика работодателя сводится к тому, что если такой человек устроится к нему на работу, то он будет пользоваться своими многочисленными льготами (отпуск, выходные, условия труда), а руководству это не выгодно.

У нас подобные идеи развиваются крайне медленно, потому что очень непросто переделать систему, существовавшую десятилетиями. Большинство находится под влиянием старых идей и стереотипов, бытует предвзятое отношение к людям с ограниченными возможностями.

Корр: Насколько важно для России развивать инклюзивное образование?

— Инклюзивное образование очень важно. Оно дает возможность людям с проблемным здоровьем, и в первую очередь детям, которые особенно чувствительны в силу возраста, почувствовать себя обычными людьми, которые могут жить и заниматься разными вещами наравне со всеми. Могу сказать на своем примере, что острее всего чувствуется нехватка общения. И самое главное — очень тяжело в дальнейшем находить общий язык с другими людьми, ты просто не умеешь этого делать. Трудно было поначалу даже отвечать на экзаменах.

Главное, на что нужно обратить внимание при разработке программы инклюзивного образования — помощь в адаптации детей с особенностями. Не всегда можно найти понимание, как со стороны остальных детей, так и со стороны педагогов.

Я думаю, что наша страна готова к повсеместному введению инклюзивного образования. Главное — все делать обдуманно и последовательно, не насаждать это насильно. Нужно подготовить и преподавателей — морально и психологически, и программы обучения, предусматривающих нужды всех детей.

Предрассудки и предвзятое отношение воспринимаются очень тяжело. Чтобы с этим справиться, необходимо прививать детям любовь к людям с ранних лет, с пониманием относиться к недостаткам окружающих, развивать уважение к личности, независимо ни от чего.


ГлавСправ 2010.

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011