07.10.2013
Профессор психологии Эммануэле Кастано и ее аспирант Дэвид Корнер Кидд из нью-йоркской Новой школы социальных исследований опубликовали статью, демонстрирующую, как литература улучшает целый набор мыслительных способностей, а также развивает мыслительные процессы, важные для сложной сферы социальных взаимоотношений между людьми.
Эксперимент американских ученых показал, что чтение художественной литературы требует от человека сопереживания, стремления вместе с героем справиться с его проблемами. Именно это есть не что иное, как воспитание разума, подстегиваемое чтением беллетристики.
Есть такой набор качеств разума, который по-английски называется Theory of Mind, в переводе на русский — это модель психического состояния человека. В психологии разработаны давно проверенные методики распознавания у людей их состояния «модели психического», поэтому исследователи и решили воспользоваться именно этой методикой.
Эммануэле Кастано и Дэвид Корнер Кидд выбрали 86 добровольцев и в пяти отдельных экспериментах предложили им прочитать тексты одного из трех видов — литературно-художественные, популярные и нехудожественные. По прочтении текста добровольца подвергали различным тестам по системе Theory of Mind – например, показывали ему черно-белую фотографию глаз киноактера из какого-то фильма и просили описать его эмоциональное состояние. Остальные тесты были сложнее. Например, использовался недавно разработанный Йони-тест, который призван определять степень сопереживания испытуемого и того, насколько он правильно понимает переживания другого человека.
Во всех пяти экспериментах люди, прочитавшие отрывок из художественной литературы, намного лучше справлялись со всеми тестами на «модель психического». Иначе говоря, они становились более социально адаптированным, более «человеческими», чем те, кто читал просто информацию, даже очень хорошо написанную.
Источник: ForSMI.ru