Санкт-Петербург

Раздел Образование для взрослых

Новости

16.04.2013

Русский музей приглашает

17 апреля в Мраморном дворце Русского музея открывается концептуальная выставка «Тайники русской души. Взгляд из Германии», организованная в рамках программы «перекрестных» годов России и Германии, проходящих под эгидой Министерства иностранных дел РФ.

Выставка создана немецким художником и дизайнером по свету Карстеном Винкельсом. Оригинальность экспозиции обеспечивают свет, звук и большое количество произведений искусства, среди которых — живопись, скульптура, фотография, документальные видеоматериалы, свидетельствующие о непростых судьбах людей, навсегда связанных с Россией и Германией. Особым способом организовав выставочное пространство, которое требует от зрителя активного творческого взаимодействия, Карстен Винкельс предлагает открыть «тайники русской души».

Петрова Евгения Николаевна, заместитель директора Русского музея по научной работе: «О тайне русской души говорится очень часто. Но что это такое, в чем она выражается, понять не могут даже сами русские. Тем более интересно, как для себя раскрывают это эфимерное понятие иностранцы. Именно следуя желанию хотя бы от них, иностранцев, получить импульс к размышлениям о свойствах, составляющих понятие «тайники души», Русский музей совместно с Фондом «Арт-линия» (Москва) рискнул полностью передать в руки иностранца, жителя Германии, залы второго этажа Мраморного дворца для выражения того, как видят на эту тему иностранцы».

Копьева Мария Михайловна, президент Фонда «Арт-линия», идейный вдохновитель выставки: «Абсолютно все элементы этой выставки, картины, скульптуры, фотографии и весь ее антураж так или иначе связаны с нашей страной, культурой, непростой действительностью, с русскими людьми. Что спрятано в тайниках наших душ? Каждый посетитель найдет для себя ответ на этот вопрос».

Карстен Винкельс — генеральный директор фирмы «Winkels Concepts», специализирующейся в основном на планировке света в архитектуре. Кроме оформления выставочного пространства, автор занимается сценографией, светодизайном. Он известен по проектам освещения исторической части Дрездена, одной из площадей пекинской Олимпиады, выставке «Русская бессоница. Сезон первый» («Царицыно», 2011) и многим другим. В Русском музее дизайнер представит свою версию «прочтения» загадочной русской души в четырех тематических инсталляциях.

В первом зале зритель попадает в коридор коммунальной квартиры советских времен. Тишина здесь редкий гость. Детский плач, чей-то смех, хлопанье дверью, чья-то ссора, невнятное бормотанье, шаги, радио, телефон — какофония звуков. В едином пространстве соединились остросоциальные сюжеты современной живописи, предметы коммунального быта и идиллические пейзажи русской природы — «Думы» М.Нестерова, «Прогулка при закате» В.Борисова-Мусатова, «Северная идиллия» К.Коровина, «Заросший пруд» Е.Поленова, «Зимой» В.Серова, «Рыбаки» Г.Сороки, «У парка» Д.Шагина, «Один танцует» В.Шинкарева.

Следующие два зала, тематизированные как «мужской» и «женский», создают особые эмоциональные атмосферы. И женщина, и мужчина имеют свои скрытые друг от друга секреты и мечты, спрятанные дизайнером в специально смоделированные тайники-конструкции. Зрителю предлагается обнаружить их и подглядеть за тайной жизнью скульптурных героев. Здесь женщины заняты личными повседневными делами (Д.Каминкер «В ванне», А.Смирнов-Панфилов «Красная нить»), мечтают (М.Ершов «У озера») или прислушиваются к зарождающейся жизни (М.Копылков «Vita nova»). «Мужской» зал представлен работами М.Дронова «Чемпион», С.Бычкова «Бессонница» и «Одиночное плавание», М.Спивака «Император», А.Смирнова-Панфилова «Чудесный улов». Экспонаты стараются уберечь от мимолетных взглядов свой потаенный внутренний мир. Однако зритель, попавший в ситуацию, предлагаемую Карстеном Винкельсом, невольно вовлекается в их собственную реальность, тайную жизнь.

Все скульптуры были выбраны Карстеном Винкельсом в Петербурге и Москве: из собраний Открытого фонда скульптуры Русского музея, из частных мастерских и коллекции фонда «Арт-Линия». В последнем зале выставки зритель попадает в «Зимний лес» — своеобразную инсталляцию на традиционную тему, излюбленную иностранцами. Карстен Винкельс представил стереотипный взгляд, ассоциирующий Россию с суровыми зимами. Тем не менее его «зимний лес» стал скорее романтическим местом, где можно встретить самых разных людей и животных (С.Коненков «Бабушка», С.Бычков «Лыжник», Б.Черствый «Зверь», Д.Каминкер «Женщина и лось»), причудливой формы предметов (А.Позин «Био-ключи»), где Пигмалион ваяет свою Галатею (П.Степанов «Русский Пигмалион»), а ангел хранит тайну непознанной русской души (М.Спивак «Ангел»).


Источник: Пресс-служба Русского музея

Полезная новость?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011