05.12.2013
Сегодня в России лишь 10 % взрослого населения охвачено системой дополнительного профессионального образования (ДПО) после завершения обучения в вузе, колледже, лицее. Эксперты уверены — новый закон «Об образовании» изменит ситуацию и взрослые вновь сядут за парты в аудиториях.
Мировая статистика гласит: к 40 годам менее 40 % людей работают по специальности, записанной в дипломе. Следовательно, оставшиеся 60 % являются потенциальными клиентами системы дополнительного профессионального образования. Во многих передовых странах количество людей, продолжающих свое образование, составляет 50 % и более. России также необходимо стремиться к этим показателям, тем более, что новый закон «Об образовании» вводит систему непрерывного образования в течение всей жизни.
«… увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности занятого в области экономки населения этой возрастной группы до 37 %...»
Из Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №599 |
В настоящее время в деятельности системы ДПО начинается новый этап, обусловленный изменениями в действующем законодательстве. С 2011 года аккредитации подлежат только те программы ДПО, для которых утверждены федеральные государственные требования (ФГТ).
В соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» дополнительные профессиональные программы будут разрабатываться, реализовываться и оцениваться с точки зрения их полезности рынку труда. В законе дополнительное образование трактуется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Основные изменения в системе ДПО содержит ст. 76 ФЗ № 273 «Об образовании». Если характеризовать их кратко, то во-первых, организации, осуществляющие образовательную деятельность, приобретают большую самостоятельность при реализации дополнительных профессиональных программ (ДПП). Во-вторых, меняется структура программ дополнительного профессионального образования. В-третьих, отменяются разграничения дополнительных профессиональных программ по часам. В-четвертых, отменяются документы государственного образца, выдаваемые по результатам успешного освоения ДПП.
Созданная Минобрнауки в начале 2013 года специальная комиссия по развитию ДПО, уже занимается разработкой подзаконных актов, которые помогут совершенствованию законодательной базы в сфере ДПО. Основным документом станет «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». Так это документ имеет рамочный характер, то в нем будут прописаны общие требования к разрабатываемым программам ДПО.
ГлавCправ. 2013