25.07.2013
За последний год профессиональные тренинги или курсы повышения квалификации прошли 39% россиян старше 18 лет. Из них 20% обучались за счет предприятия, 16% — полностью за свой счет, еще 3% разделили расходы с работодателем. Каждый 10-й прошедший обучение получил повышение должности или зарплаты. По мнению наших сограждан, обучение за счет компании является самой привлекательной составляющей компенсационного пакета.
Число респондентов, посещавших курсы за собственные средства, растет с увеличением возраста: россияне старше 45 лет обучаются чаще представителей других возрастных групп (20% против 13% среди молодежи до 24 лет). Респонденты в возрасте признаются, что им приходится конкурировать с молодыми соискателями на рынке труда, что заставляет их осваивать компьютерные программы и т.п. Среди молодых специалистов обучение за свои деньги проходят в основном те, кто ориентирован на карьерный и профессиональный рост.
Россияне с доходом менее 25 000 руб. обучаются за собственный счет реже, чем респонденты, зарабатывающие ежемесячно более 45 000 руб. (11% против 19%). Обучение высокооплачиваемых (а значит, более профессиональных и востребованных) специалистов охотнее оплачивают и работодатели: за счет предприятия в течение последнего года повышали квалификацию 23% россиян с доходом более 45 000 руб. в месяц и только 18% участников опроса с ежемесячной зарплатой менее 25 000 руб.
Не посещал курсы или тренинги за последний год 61% россиян. Большинство из них сожалеет о том, что работодатели не предоставляют возможностей для обучения, но есть и те, кто скептически относится к курсам и тренингам: «Меня научить данные специалисты ничему не могут... Могут только испортить».
Оплачивать обучение работников сегодня готовы 48% компаний. Однако их представители часто уточняют, что не все группы сотрудников, по их мнению, могут претендовать на оплачиваемое повышение квалификации. В каждой компании существуют разные «фильтры», к примеру, стаж («После полугода работы в компании»), должность («Возможность предоставляется ключевым сотрудникам»), серьезные изменения в профессиональной области («Изменение законодательства; принципиально новые технологии в работе сотрудника») и другие. 19% менеджеров по персоналу утверждают, что их компании готовы оплатить часть расходов на обучение, а оставшуюся сумму работники должны оплачивать сами. Отказываются инвестировать в обучение сотрудников 26% российских работодателей.
Первое место среди тех, кто проходил обучение за свой счет менее года назад, занимают аудиторы (43%). Впрочем, такая тяга к знаниям легко объяснима: ежегодное повышение квалификации для данных специалистов определено Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Актуальность знаний и сертификаты о прохождении обучения важны тренерам, психологам и врачам (самостоятельно оплатили обучение по 35% и 34% из них соответственно).
За счет работодателя обучаются чаще всего работники сферы сбыта. Компании инвестируют средства в подготовку специалистов, которые в ближайшем будущем будут приносить реальные деньги — в медицинских и региональных представителей (46% и 36% соответственно). Велик процент работников, повышавших квалификацию за счет компании, и среди менеджеров по качеству (31%).
Кроме того, 24% от общего числа россиян, прошедших обучение менее года назад, сами определили, где и чему им учиться. Принять участие в выборе курсов женщинам доводится несколько чаще, чем мужчинам (28% против 21%). Но в большинстве случаев (48%), отправляя сотрудников на обучение, компания оставляет этот выбор за собой.
Реже других повышение квалификации проходят кладовщики (81%), офис-менеджеры (74%) и рабочие (72%). «Я не нуждаюсь в курсах повышения квалификации, так как являюсь отличным специалистом в своей области»; «Не доверяю современным курсам», — комментируют они.
Четко определить, какие изменения произошли в их трудовой деятельности по окончании обучения, смогли 46% россиян, посещавших за последний год курсы, тренинги или семинары. Чаще всего респонденты отмечают рост эффективности своего труда (26%). Каждый десятый респондент (10%) повысил разряд, 9% «выросли» в должности, столько же (9%) получили прибавку к зарплате. Молодежь отмечает положительные сдвиги в своей трудовой деятельности чаще представителей старшего поколения.
На курсах повышения квалификации специалисты, как правило, обучаются знаниям и навыкам, связанным с профессиональной деятельностью (работе с компьютерными программами, делопроизводству, программированию и др.). Такие программы обучения прошли 33% респондентов, еще 23% обучались социальным навыкам взаимодействия и организации (мотивации, лидерству, работе в команде, управлению временем), а 28% — и техническим, и социальным навыкам. Отметим, что мужчины чаще обучаются техническим навыкам (37%), женщины — посещают курсы, посвященные отработке социальных навыков (24%), а также комплексные курсы, обучающие и рабочим, и социальным навыкам.
Эффект от обучения техническим навыкам, несомненно, более очевиден, но не стоит недооценивать навыки взаимодействия и организации в команде. Именно таких умений, по мнению 60% работодателей, не хватает большинству работников. «Основные социальные навыки, которые нужно развивать, — это работа в команде, управление временем»; «Они нуждаются в курсе «Культура общения», — комментируют менеджеры по персоналу. О недостаточно развитых технических навыках сотрудников упомянули 27% рекрутеров.
Вопрос: «Чему вы обучались на профессиональных тренингах, курсах повышения квалификации или обучающих семинарах, которые вы посетили за последний год: техническим навыкам, связанным с профессиональной деятельностью (например, работе с компьютерными программами, делопроизводству, программированию, бухучету и проч.), или социальным навыкам взаимодействия и организации (например, мотивации, лидерству, менеджменту, работе в команде, управлению временем и проч.)?» |
Ответы респондентов распределились следующим образом:
техническим навыкам 27%
социальным навыкам 60%
затрудняюсь ответить 13%
Некоторые комментарии респондентов:
«Многие сотрудники не знают элементарных программ».
«С техническими навыками, связанными с работой с нашим продуктом (технические характеристики и технология работы с продуктом)».
«В настоящий момент так (владение программными продуктами помогает экономить время). В дальнейшем, естественно, потребуется обучение социальным навыкам. Все это стоит в программе обучения персонала».
«Интересный вопрос. Сложно сказать. Все зависит от конкретного сотрудника. Если техническое обучение как-то еще стараемся подтягивать, то социальными навыками, к сожалению, совсем не занимаемся…»
«Больше всего нужна работа в команде».
«Обучение обязательно в обоих направлениях. Нужно правильно понимать, какому сотруднику чего не хватает. Но социальные навыки первичны, так как, если они развиты, специалист может обратиться за помощью, а команда – помочь в развитии технических навыков. Основные социальные навыки, которые нужно развивать, - это работа в команде, управление временем».
«Они нуждаются в курсе «Культура общения».
«Большая проблема с ответственностью, боятся принимать самостоятельные решения, перекидывают все на руководителя отдела, а также не расставляют приоритетные задачи».
«Разные позиции требуют разного обучения».
«Для разных категорий сотрудников необходимо различное обучение, но то, что оно нужно всем, - это факт».
«И техническим, и социальным».
«Все зависит от занимаемых должностей: руководители нуждаются в обучении социальным навыкам, специалисты – в обучении техническим навыкам».
«Чем выше должность, тем выше значимость социальных навыков».
«На мой взгляд, сотрудникам необходимо обучаться как техническим, так и социальным навыкам».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 174
Время проведения: 12-16 апреля 2013 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России в возрасте старше 18 лет, проходившее обучение в течение последнего года
Размер выборки: 1600 респондентов
Источник: Исследовательский центр портала Superjob.ru
ГлавCправ. 2013