15.07.2011
ГлавСправ публикует официальное письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга о развитии дополнительного образования и программах повышения квалификации.
Система постдипломного педагогического образования в Санкт-Петербурге имеет давние традиции и пользуется заслуженным авторитетом не только среди педагогов Санкт-Петербурга, но и среди педагогических работников иных субъектов Российской Федерации. Сохраняя традиции Санкт-Петербургской школы постдипломного педагогического образования, Комитет по образованию в то же время предпринимает серьёзные шаги по модернизации данной системы, делая ее полностью подготовленной к решению задач, стоящих перед современным образованием.
Каждый педагогический работник государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга обладает правом на обучение по программам повышения квалификации за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга в объёме 300 часов каждые 5 лет своей профессиональной деятельности.
Перечень программ повышения квалификации, реализуемых в течение учебного года учреждениями дополнительного профессионального образования, определяется планом-заказом Комитета, ежегодно утверждаемым распоряжением Комитета.
До 2010 года повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Санкт-Петербурга осуществлялось в трёх учреждениях: Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Региональном центре оценки качества образования и информационных технологий и Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.
В 2010 году педагоги Санкт-Петербурга получили возможность повышать свою квалификацию и на «Государственных курсах иностранных языков и профессионального обучения». Заявки на обучение по программам, включённым в план-заказ, направляются педагогическими работниками в обучающие организации через районные информационно-методические центры в соответствии с выделенными на район квотами.
В общей сложности вышеперечисленными учреждениями за 2010-2011 учебный год было реализовано 347 программ повышения квалификации и 23 программы профессиональной переподготовки. За 2010-2011 учебный год на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров прошли обучение 22 593 работника, 10% из них выбрали накопительную систему повышения квалификации, позволяющую пройти плановое повышение квалификации путём последовательного освоения краткосрочных программ (или модулей программ) объемом не менее 18 часов. 570 работников образовательных учреждений в 2010/2011 учебном году обучались по программам профессиональной переподготовки, в том числе 195 человек успешно завершили обучение и получили дипломы о профессиональной переподготовке.
С целью совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» распоряжением Комитета по образованию от 29.12.2010 утверждено Положение о порядке организации планового повышения квалификации педагогических кадров образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета. Новая модель повышения квалификации положен принцип свободного выбора учителем организации планового повышения квалификации, предусматривающий целевое финансирование обучения каждого педагога.
Представляется, что реализация новой модели повышения квалификации позволит создать условия для максимального учёта индивидуальных потребностей работников образования в области повышения квалификации, значительного расширения спектра и роста качества образовательных программ повышения квалификации и оптимизации системы финансирования планового повышения квалификации.
С целью апробации новой модели повышения квалификации Комитетом была создана Региональная экспертная комиссия, которая в период с 25.04.2011 по 23.05.2011 провела приём образовательных программ повышения квалификации на экспертизу.
По результатам экспертизы утверждён Реестр заказа на программы повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений на 2011-2012 учебный год, представляющий собой упорядоченный по направлениям профессиональной подготовки перечень образовательных программ повышения квалификации, успешно прошедших экспертизу, с указанием реализующих эти программы обучающих организаций.
Реестр опубликован на официальном сайте Комитета и подведомственных ему учреждений дополнительного профессионального образования, что даёт работнику возможность в дистанционном режиме осуществить выбор программы, по которой он будет повышать свою квалификацию, и обучающую организацию, где он будет осваивать эту программу.
С целью проведения электронной регистрации слушателей на обучение по программам повышения квалификации, а также систематизации учёта своевременного прохождения педагогическими работниками планового повышения квалификации Комитетом по образованию организована системная работа с базой данных «Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга». Обязанности оператора, осуществляющего набор слушателей на обучение по программам повышения квалификации, включенным в реестр заказа Комитета по образованию, возложены на Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий. Средства, необходимые для оплаты услуг обучающих организаций, переведены на лицевые счета образовательных учреждений, являющихся работодателем педагога, осуществляющего повышение квалификации по программам, включенным в Реестр заказа. Обучение слушателей по программам Реестра заказа начнётся с 01.10.2011.
Важную роль в системе постдипломного педагогического образования играют также и районные методические службы — центры повышения квалификации специалистов. С целью оптимизации деятельности районных методических служб Комитетом подготовлены Рекомендации по определению должностных обязанностей руководителей и специалистов информационно-методических центров, утверждённые распоряжением Комитета по образованию 20.10.2010.
Согласно данным рекомендациям акцент в деятельности районных методических служб перенесён на информационное и методическое направления работы, в связи с чем районные методические службы переименованы из научно-методических центров в информационно-методические.
Информационно-методические центры осуществляют обучение педагогических работников образовательных учреждений района по лицензированным программам повышения квалификации. Количество программам, реализуемых центром в том или ином учебном году, а также количество слушателей данных программ определяется Планом-заказом администрации соответствующего района Санкт-Петербурга.
Кроме того, информационно-методические центры осуществляют методическое сопровождение образовательного процесса и воспитательной работы в образовательных учреждениях, а также ведут обширную работу по поддержке и развитию информационного образовательного пространства района, информационному обеспечению образовательных учреждений района, сопровождению инновационных процессов в районной системе образования; ведут консультационную и организационную работу по своему направлению деятельности.
Информация предоставлена Отделом аттестации и повышения квалификации педагогических кадров Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
ГлавCправ. 2011