08.07.2011
Образование — это стартовый капитал, который мы должны вложить в дело своей жизни. Если это дело удалось, то получается карьера, и, как следствие, — удовлетворение от своей профессиональной деятельности. А если не удалось? Выход есть.
Как в науке истина лежит на стыке двух наук, так и в образовании успех находится на пограничном пространстве двух или нескольких специальностей. Далеко не все проходят кратчайший, но самый трудный путь: бакалавриат, магистратура, аспирантура, защита диссертации, высокая научная должность. В лучшем случае, получают высшее образование и работают по специальности первые три года после окончания вуза. Тогда-то у молодого специалиста с хорошими амбициями и возникает потребность шагнуть дальше, расширить свои возможности.
Взрослые люди часто приходят в вуз за получением второго высшего образования, не прерывая основной работы. Такой способ «расширения горизонтов» длиною в три-четыре года требует от человека большой силы воли и способности к самодисциплине и самоограничению.
Гуманитарный блок знаний остается на верхних позициях в рейтинге популярности среди взрослых абитуриентов. Согласитесь, осваивать высшую математику после рабочего дня немного труднее, чем маркетинг.
Экономист с дополнительным образованием по юриспруденции, журналист со знанием основ экономики или иностранных языков, инженер-конструктор с компетенциями маркетолога, врач со знаниями менеджмента — перечислять профессии-гибриды можно бесконечно. Это не только модно, но и продиктовано динамичным темпом современной жизни, ее меняющимися политическими, экономическими и социальными аспектами.
Экономика и юриспруденция — вот основные направления, которыми интересуются взрослые абитуриенты (что бы ни говорили статистики об избытке таких специалистов). Такие знания необходимы в любой отрасли: в бизнесе, промышленности, образовании, социальной сфере и медицине.
Вторым по популярности является направление «иностранные языки». Иностранные языки позволяют расширить применение специальных знаний и вывести профессиональное общение на международный уровень. Это дает возможность сделать более осознанными и управляемыми деловые и личные зарубежные контакты.
Активно развивающееся направление для получения новых компетенций — повышение квалификации. Сейчас, когда аттестация квалификации принята не только для педагогов и врачей, но и для технических работников, повышение квалификации раз в пять лет обязательно. Это хорошо знакомо тем специалистам, работа которых связана с риском для жизни людей: морякам, спасателям, водителям поездов или большегрузных автомобилей.
В Санкт-Петербурге есть несколько институтов повышения квалификации, для педагогов — специальная Академия постдипломного педагогического образования. В каждом медицинском вузе действует специальный факультет повышения квалификации врачей. Подобные подразделения открываются сейчас и в крупных технических вузах.
Диплом о профессиональной переподготовке дает право на ведение новой профессиональной деятельности. «Взрослые абитуриенты порой недооценивают программы профессиональной переподготовки, — говорит Наталья Смольская, декан факультета дополнительного и послевузовского образования Санкт-Петербургского института гуманитарного образования. — Они обращаются в вуз за вторым высшим образованием. Если время позволяет, и вы точно знаете, что это необходимо для вашей карьеры, прекрасно, стоит получать второе высшее. Однако важно помнить, что для работодателя переподготовка равнозначна второму высшему».
В наше время стремительного прогресса цифровых технологий ценятся не дипломы, а компетенции — то, что человек знает и умеет делать.
Здесь стоит рассмотреть и оценить запросы рынка труда. Среди вакансий множество запросов на средних технических работников. Если вы со своей квалификацией «менеджер» не можете найти себе работу, если вы учитель, который больше не может идти в школу, может быть, стоит освоить хорошие, востребованные повсеместно специальности: бухгалтер, повар, сварщик, электромеханик? Нет ничего страшного в том, что их предоставляют и средние профессиональные учебные заведения: колледжи, техникумы, училища. Это, кстати, и обойдется дешевле, чем вузовское образование, и окупится быстрее: колледжи, которые осуществляют такие программы, помогают своим выпускникам, даже очень взрослым, трудоустраиваться на места с хорошей оплатой.
В соответствии с законом «Об образовании», каждый гражданин России имеет право получать одно образование любого уровня бесплатно.
Получение второго образования того же уровня осуществляется с компенсацией расходов учебного заведения на предоставление
образовательной услуги, то есть платно.
Но этот принцип работает, если ваше движение по ступеням образования поступательное «снизу вверх». Если же вы, получив высшее образование, решите освоить после еще и среднее специальное, оно будет рассматриваться как второе того же уровня и будет платным. Таким образом, возвратный ход образовательной траектории реализуется за свой счет. |
Корпоративные тренинги и краткосрочная учеба — это тоже в духе времени, и ожидает вас в любой солидной фирме или компании. Бизнес-организации заказывают краткосрочные программы, максимально эффективные интенсивные модули, рассчитанные на 1-2 дня. Например, это программы: «Искусство продаж», «Активное слушанье», «Корпоративная этика и психология».
Государственным компаниям, напротив, требуются «полнометражные» программы повышения квалификации персонала, в соответствии с принятой нормативной базой.
Дополнительное образование иногда получают не для карьеры, а для самосовершенствования. Разнообразные курсы по психологии, риторике, театральному мастерству, танцам, раскрытию личности, НЛП, музыкальные школы для взрослых, курсы фотографии, пения, живописи, флористики и многое, многое другое... Такое образование можно объединить под одним общей идеей: «то, о чем вы давно мечтали, но не решались попробовать…»
Задача дополнительного образования — улучшить качество вашей жизни в том направлении, которое для вас наиболее важно: в профессиональном, в карьерном или в личностном плане. Выбор — за вами.
ГлавCправ. 2011