Санкт-Петербург

Раздел Образование для взрослых

Статьи

29.06.2011

Давайте потанцуем

Дополнительное образование предусматривает факультативное развитие способностей человека. Сегодня танцевальное образование является одним из наиболее востребованных в ряду социально-культурных дисциплин (как музыкальное, вокальное и т.п.). Все больше взрослых людей интересуются светскими танцами, стремятся решить с их помощью свои личные и социальные проблемы, эффективно снять стресс, да и просто повысить общий уровень культуры.

Аскар Жазитович Исабаев

О танцевальном образовании в Санкт-Петербурге, по праву считающимся в России родиной Терпсихоры, музы танца, журналу ГлавСправ рассказывает Аскар Жазитович Исабаев, директор клуба Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии, координатор Студенческой танцевальной лиги, судья W.D.C. (World Dance Council).

Танцевать с энтузиастами

В 2003 году представители Студенческой танцевальной лиги впервые приняли участие в конкурсном движении медалистов. Тогда мы не совсем понимали, что значит этот термин, просто хотелось съездить за границу и продемонстрировать наши пары различного танцевального уровня таким же энтузиастам, увлеченными танцем. Конкурс проходил во Франции, в городе Же-ля-тур, где все три дня участвовали только взрослые танцоры начальных уровней. И лишь немного времени было предоставлено профессионалам и спортсменам. Увиденное послужило толчком для переосмысления того, чем должна заниматься Студенческая танцевальная лига.

Мы и раньше интуитивно чувствовали, что направление, развивающее танцы среди взрослых выпускников школ танца не относится, мягко говоря, к спорту, тем более спорту высших достижений. Теперь мы в этом убедились воочию.

Самым окрыляющим было то, что огромное количество наших зарубежных соратников так называемого «хобби-класса» совершенно не чувствуют себя танцорами «второго сорта». И они не обделены вниманием и попечением общественных танцевальных организаций самого высокого международного уровня. Об этом свидетельствовали как уровень организации, так и авторитетная судейская коллегия, обслуживающая все три дня конкурса медалистов.

Сложно было не заметить, в какой замечательной атмосфере праздника проходило все это событие. Болельщики заполнили весь зал и активно поддерживали участников. А когда объявлялся перерыв, и публике предлагали потанцевать на конкурсной площадке, зрители буквально выскакивали на паркет. При этом на площадке яблоку негде было упасть: публика не пропускала ни одного танца, даже пасадобль и медленный фокстрот. Чувствовалось, что зрительская публика была обучена танцу, и с удовольствием демонстрировала свое умение вне конкурсного формата. Мы видели, какое огромное количество людей умеет танцевать, пусть не в конкурсном режиме, пусть вне соревновательного процесса — но танцевать! Это полностью перевернуло наше восприятие танцевального хобби-движения.

Мы поняли, что у нас в России просто-напросто отсутствует образовательная танцевальная среда, имеет место только конкурсное танцевание. А система хобби-классов, которую мы изобретали для начинающих танцоров, уже давно сложилась за границей — требуется только переосмыслить её и переложить на российские рельсы, по возможности сохранив свои наработки. Без такой корректировки, было бы невозможно участие в наших конкурсах зарубежных гостей — танцоров начального уровня. Они бы просто не смогли понять и принять нашу, существующую в тот момент, конкурсную систему.

В результате был сформирован действующий и в настоящее время протокол номинаций СТЛ, который был представлен в комитет социального танца — WDC, где он был принят с положительной оценкой.

Подобный подход был вынужденным: у нас уже было сложившееся конкурсное движение, но не было образовательной среды и, как следствие, не было аттестованных танцоров-медалистов. После корректировки номинаций и состава танцев, соответствующих этим номинациям, был организован первый, пилотный, конкурс «Белые ночи», который сразу предполагался, как конкурс международного формата.

Для начала нужно было ознакомить российское танцевальное хобби-движение с танцевально-образовательной терминологией и процедурой аттестации. СТЛ, в качестве эксперимента, ввело необходимость присутствия 2-х экспертных комиссий во время проведения конкурса. Первая традиционно оценивала танец конкурсантов, а вторая, состоявшая из 3-х специалистов экзаменаторов, аттестовала выступающие пары на соответствии заявленной номинации. В состав этой экзаменационной группы входили Павлов В.Г., Пинн Ю.С. и Зенкевич А.А. В качестве линейных судей были приглашены не только ведущие специалисты-профессионалы из России, но и иностранные специалисты. Они приехали, посудили, посмотрели, ознакомились с нашим форматом и оценили его вполне приемлемым. После этого к нам стали приезжать танцоры-участники из самых разных стран Европы.

Итак, первыми шагами все-таки было создание единого конкурсного пространства международного формата, чтобы иметь возможность общаться с нашими зарубежными друзьями и привлекать зарубежных экспертов. При этом мы понимали, что сложившейся системы образовательных (медальных) уровней у нас пока еще нет, как нет и аттестованных танцоров-медалистов.

Спорт или достижение?

Есть принципиальное различие между образовательным направлением и спортивным. В первом случае в основе — учебный процесс с его переходом с младшего уровня на более старший по успеваемости. В то время как в спортивном направлении переход с одного уровня на другой происходит только после набора определенного количества очков, полученных во время соревнований.

За границей все организовано довольно просто. Там люди сначала учатся танцевать, как в обычной школе, а потом переходят из одного уровня на другой по результатам учебы. Конкурсы они воспринимают, как некие олимпиады по дисциплинам. Перевод с одного уровня на другой зависит не от баллов и очков, набранных во время конкурса, а от учебного процесса. Студенты школ танца осваивают определенный учебный материал, предъявляют его на контрольных занятиях, проходят испытания или аттестацию, по результатам которой уже переходят на более высокий уровень.

Спортивная система «заточена» на то, что люди, которые занимаются танцами, обязаны участвовать в конкурсах, иначе они не будут расти и улучшать свой уровень, по крайней мере, по документам.

Те, кто получает танцевальное образование, не зависят от конкурсного результата и могут быть переведены из одного уровня в другой просто по результатам усвоения материала. Вовсе не обязательно быть чемпионом и набирать очки, чтобы перейти, например, из уровня «бронза» в уровень «серебро».

Главное — участие

Выстраивая систему международного формата, мы выяснили тот прискорбный факт, что в России отсутствует не только система танцевального образования, аттестации и распределения критериев по определенным уровням. У нас просто отсутствует образовательная среда в области танцев. Танцоры с самого начала занимаются набором очков на конкурсах, и во главе угла оказывается конкурсное участие.

А ведь главные акценты должны быть поставлены именно на танцевальном образовании. Целый пласт оказался вне внимания отечественной образовательной среды.

Сравните: музыкальное образование (пение), художественное (рисование) введено в школьную программу с первого класса. Профессиональными певцами или художниками станут единицы, но обучают всех. Чем же принципиально отличается танцевальное образование? Почему его нет в школьной программе?

Первый раз эта проблема становится действительно заметной на выпускном балу в школе — вальс танцуют единицы среди выпускников и родителей.

Сейчас сняты все «железные занавесы», и люди могут легко перемещаться через границы. Но в самой пестрой международной компании русских отличишь всегда. Когда европейцы легко танцуют светские танцы: вальс, фокстрот, танго — русские сидят. Но когда начинается дискотека, хоть самая «кислотная», наши оживляются.

Студенческая танцевальная лига, как может, исправляет этот перекос, предлагая танцевальное образование уже взрослым молодым людям на уровне студенчества.

И решение может быть более эффективным, если предпринять системный подход: внедрять такое образование на всех уровнях образования, начиная с начального. Достаточно вспомнить дореволюционную Россию: гимназии, институт благородных девиц, пажеский корпус. Надо только вернуть системе образования то, что когда-то успешно в ней действовало.

Новое — это хорошо забытое старое. Не нужно изобретать велосипед, необходимо вернуть танцевальное образование в школы, колледжи и вузы. Чтобы растить и воспитывать не просто хорошо обученных, но и культурных молодых людей, надо давать образование и по традиционным дисциплинам, и по культурно-художественным. К ним по праву можно отнести и танцевальное образование.

Танец — неотъемлемая часть культурной жизни любого человеческого сообщества. Человек, владеющий навыками танца, всегда вызывает уважение и позитивное отношение со стороны членов любого социального коллектива. Во всех цивилизованных странах человек, получивший танцевальное образование, по праву гордится им и, уж тем более, не стыдится своего умения танцевать.


Почему человек танцует?

Иван Клюшев, в 2011 году финалист уровня «Е» в чемпионате РТС, Москва; финалист уровня Серебряные звёзды; золото в конкурсе Белые ночи, Санкт-Петербург (европейская и латиноамериканская программы); 1 место уровня Синьоры-8, Кубок Регтайм, Петрозаводск.

Иван Клюшев

Я поступил в Лесотехническую академию 18 лет назад. В это же время открылась школа танцев. Девушки-сокурсницы стали активно там заниматься, пытались несколько раз и меня туда записать. Но во время учебы в академии я занимался самбо, и трёх тренировок в неделю мне было достаточно. Я участвовал в соревнованиях и не проявлял никакого интереса к танцам.

Уже когда я закончил академию и аспирантуру, обстоятельства сложились так, что я решил попробовать танцевать. Пришел, понравилось. Вот и танцую уже 7 лет…

Сначала я просто танцевал. Потом понял, что танцевать можно с различным настроем. И вскоре танец стал для меня самоценен, не важно, где, с кем и под какую музыку. Постепенно стала открываться философия танца. Не зря говорят, что танец — это вертикальное выражение горизонтальных желаний. В так называемом «стандарте» (танго, вальс, квикстеп, венский вальс) это проявляется более возвышенно. В латиноамериканских танцах — более явно. Так, ча-ча-ча — это танец-знакомство, самба — любовь и активное взаимодействие, румба — томность и желание, пасадобль — страсть, иногда гибельная, иногда созидательная, но всегда безумная, всепоглощающая.

Что для меня танец сейчас? Жизнь. Благодаря танцу я вышел из глубокой депрессии, только за счет этого держусь «на плаву». Бывает так, что после тяжелого рабочего дня все спешат домой отдохнуть и расслабиться — а я спешу на танцы. Для большинства людей это странно, потому что пока сам не пробовал, не понятно, что это и зачем. Кроме физического и гармонического развития танцы выполняют еще и большую социальную роль — учат командному взаимодействию. Ведь танцевальная пара — это маленькая команда, ухаживать и заботиться о партнере, понимать его (ее) и чувствовать, принимать решения.


Мария Карюк, выпускница Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии по направлению «Информационные системы технологии», занимается танцами с 2009 г.

Мария Карюк

Бальными танцами на данный момент занимаюсь почти два года. До этого в течение 10 лет занималась классической хореографией. И могу сказать, что танец для меня — это не просто увлечение, это неотъемлемая часть моей жизни. Без него она была бы не полной.

Танец — это «жизнь в миниатюре». И ты проживаешь ее, когда выходишь на паркет. Это возможность выразить себя в полной мере и быть тем человеком, которым являешься.

Если же говорить о более простых вещах, которые приносит в нашу жизнь танец, то и тут, несомненно, есть только плюсы. Это и умение понимать и чувствовать свое тело, и хорошая физическая форма и осанка, и умение работать в команде (поскольку мы говорим о парном танце), и, конечно же, постоянное общение с интересными людьми, с которыми тебя связывает общее дело.

Я люблю танцевать. Я безумно счастлива, что являюсь частью этого прекрасного искусства, что получаю качественное танцевальное образование в Студенческой танцевальной лиге. Планирую развиваться и расти в этой области дальше.

Говорят: «Хотите не работать ни одного дня в жизни? Сделайте любимое занятие своей работой». Сейчас я задумываюсь об этом. Танцы — это другой мир, где открывается так много всего интересного. Когда я танцую, я становлюсь лучше.

Любите жизнь, танцуйте!


Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия им. С.М. Кирова

ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011