08.06.2015
В современном обществе учебник перестает быть единственным источником информации, но при этом он становится навигатором в информационном пространстве. Эта роль предъявляет к новым учебникам истории важнейшие требования – они должны побуждать учеников к самостоятельному рассуждению, сопоставлять разные точки зрения на те или иные проблемы и трудные вопросы нашей истории, стимулировать на получение исторических знаний из других источников (в том числе из Интернета), способствовать развитию критического мышления учащихся.
Об этом заявил на встречах с учителями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые прошли 4 и 5 июня, Александр Данилов, член авторского коллектива и руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение». Он объяснил, чем отличаются новые учебно-методические комплекты от прежних, и как по ним работать.
В сентябре в школы поступят новые учебники по истории России, которые прошли научную, педагогическую, общественную экспертизу и включены в Федеральный перечень учебников Минобрнауки России.
Новые учебники истории отличаются новой структурой подачи материала и методикой. Особенный акцент делается на месте и роли отечественной истории во всеобщей истории мира.
«Мы применили новацию: сопроводили каждую крупную тему отечественной истории показом, что в это время происходило в мире и какие мировые исторические личности были современниками событий в нашей стране», - пояснил Александр Данилов.
Значительно расширены временные рамки изучения истории нашей страны с учетом более древних государств, существовавших на территории современной России.
«Впервые речь идет не только о формировании государства Русь, но и о более ранних государствах в восточных районах, народах, проживавших там и являющихся сегодня частью многонационального российского народа», - отметил Данилов.
Авторы учебников знакомят с различными точками зрения на трудные и спорные вопросы истории, существующие в современной исторической науке.
«Мы дали в учебниках рубрику «Историки спорят», где по самым проблемным сюжетам — скажем, опричнина, Октябрь 1917 года или формирование государства Русь — дали разные, противоположные точки зрения: иногда 2, а в случае с опричниной 5, и обязательно с указанием, кто из историков прошлого или настоящего об этом пишет», - добавил Александр Данилов.
Школьникам же предлагается самостоятельно научиться искать дополнительные материалы и формировать свою точку зрения на изучаемые вопросы, кроме того, задания для учеников разделены по уровням сложности.
Справка 15 мая с.г. состоялось заседание научно-методического совета по учебникам при Министерстве образования и науки РФ, на котором единогласно было принято решение включить линию учебников по истории России издательства «Просвещение» для учащихся 6-10 классов в Федеральный перечень учебников. Издательство «Просвещение» предлагает широкий ассортимент дополнительных изданий по истории России в помощь учителям и ученикам – всего подготовлено более 40 новых, во многом инновационных учебных пособий в рамках данного проекта (5 электронных форм учебников, 5 методических пособий, 5 книг для чтения, 5 сборников карт, 5 тетрадей-тренажеров, 2 книги для чтения, 2 брошюры по трудным вопросам истории, электронная хрестоматия, сборник нормативных документов и т.д.). |
Источник: Издательство «Просвещение»