Санкт-Петербург

Раздел Научно-методический раздел, библиотеки

Статьи

19.01.2016

Топ-5 наиболее значимых реформ в образовании

Создание опорных университетов на конкурсной основе

В октябре 2015 года Минобрнауки России объявило конкурс по созданию опорных университетов, участвовать в котором мог любой государственный вуз федерального значения, принявший совместное решение о реорганизации путем присоединения к нему другого вуза или нескольких вузов. Исключение предусмотрено для 10 федеральных университетов, участвующих в проекте "5-100", а также вузов, расположенных на территории г. Москвы и г. Санкт-Петербурга – они не смогут принять участие в конкурсе. Таким образом, к 2020 году количество вузов сократится почти на 40 %.

Прием заявок на участие в конкурсе проводился с 20 октября до 18 декабря 2015 года. Итоги конкурса будут подведены 1 февраля 2016 года.

Предполагается, что создание опорных университетов приведет к концентрации науки и образованию так называемых сетевых центров, которые будут способствовать повышению качества подготовки специалистов, а также соберут достаточное количество ресурсов для научно-исследовательской работы в каждом из этих крупных учебных заведений.

Реорганизация средних общеобразовательных учреждений

Существуют следующие формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование общеобразовательных учреждений.

Цель такой реформы – повышение качества образования в отстающих школах, укрепление их материальной базы, предоставление ученикам большего количества спецкурсов и разного рода дополнительных возможностей.

Далеко не всегда реорганизация была успешной. Зачастую объединение школ осуществлялось путем простого территориального объединения школ, что вызывало явное недовольство родителей. Как правило, это существенно сокращает и финансирование школ из бюджета за счёт уменьшения количества директоров и части персонала.

Создание профстандарта учителя

Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Этот стандарт определяет в педагогической профессии: тип, характер и содержание образования педагога; его трудоустройство, его государственную аттестацию и присвоение ему соответствующей категории; объём его трудовых договоров и даже размер его будущей пенсии.

Окончательное внедрение этой реформы на территории всей РФ намечено на 2017 год.

Второй обязательный иностранный язык в школьной программе

С 1 сентября 2015 года школы перешли на новый стандарт обучения, который предусматривает введение второго обязательного иностранного языка, но т.к. не все учебные заведения готовы к новому стандарту, им дается переходный период для адаптации.

Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов подчеркнул важность изучения иностранных языков в школе:"Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка".

Однако, введение второго иностранного языка может привести к сокращению учебных планов по другим предметам. Кроме того, большая часть учащихся не владеет должным образом и одним иностранным языком, а иногда не в ладах и с русским, что приведёт только к ухудшению ситуации.

На статус второго обязательного иностранного языка в школах претендует китайский, который уже преподаётся в некоторых школах столицы и регионах РФ.

Проведение типовых проверочных работ с четвёртого класса

Рособрнадзор по поручению Министерства образования и науки РФ начал апробацию Всероссийских проверочных работ вместо «промежуточной аттестации». Первая Всероссийская проверочная работа прошла в декабре 2015 года по таким предметам, как математика, русский язык и окружающий мир среди учащихся четвёртых классов ряда школ, однако далее практику планируется расширить на другие предметы и классы.

Как пояснила первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк, для детей такие работы будут ежегодной проверкой знаний и дополнительной мотивацией к обучению, а также помогут в снятии психологических барьеров перед итоговой аттестацией в 9-м и 11-м классах.

Просмотрев все упомянутые реформы, можно заметить, что все перечисленные «стандарты» и «слияния» определяют стремление государства упорядочить систему образования и сделать её наиболее проницаемой для бюрократического контроля.


ГлавСправ 2016

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011