Санкт-Петербург

Раздел Научно-методический раздел, библиотеки

Статьи

24.12.2015

Система моделирования организации процесса для дистанционного обучения в СПБ ГБОУ СПО «Промышленно-экономический колледж»

В статье рассмотрены основные принципы технологии дистанционного обучения. Описаны функциональные возможности электронной системы «Моделирование организации процесса для дистанционного обучения». Приведены основные направления развития и модернизации системы с целью повышения качества организации учебного процесса с использованием технологии дистанционного обучения для подготовки высококвалифицированных специалистов.


Что такое дистанционное обучение

Дистанционное обучение - это не форма обучения, а технология, которая может успешно использоваться при очной, заочной, очно-заочной формах обучения, и при экстернате.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1]. При этом между преподавателем и обучающимся осуществляется устойчивый, оперативный и регулярный дистанционный диалог, что в тоже время, не исключает непосредственных контактов. Технология дистанционного обучения не является самодостаточной. Она не отменяет и не заменяет традиционные педагогические технологии, а лишь дополняет их.

Во всем мире наблюдается рост числа студентов, обучающихся по дистанционным технологиям, растет и число учебных заведений, использующих их в учебном процессе; создается большое число международных образовательных структур. Студенты учебных заведений получают возможность для эффективного параллельного обучения - получения второй специальности; создаются лучшие условия для получения профессиональной подготовки лицами с некоторыми формами инвалидности (прежде всего с нарушением опорно-двигательного аппарата).

При применении технологии дистанционного обучения расширяются возможности для различных категорий молодежи и взрослых (особенно для проживающих в отдаленных регионах, в труднодоступной местности) в получении полноценного профессионального образования без отрыва от работы и места жительства.

Дистанционное обучение в СПБ ГБОУ СПО «Промышленно-экономический колледж»

С октября 1999 года СПБ ГБОУ СПО «Промышленно-экономический колледж» проводит обучение студентов по заочной форме обучения с использованием технологии дистанционного обучения. В 2001 году был первый выпуск. Студенты (11 человек) специальности 0601 "Экономика, бухгалтерский учет и контроль" благополучно закончили обучение и получили дипломы, в том числе один с отличием.

    Для организации дистанционного обучения нам потребовалось выполнить три условия:
  • обеспечить и организовать самостоятельную работу студента: самостоятельная работа студента становится более эффективной за счет специальных методических средств, разработанных в соответствии с принципами самообразования. Для обеспечения дистанционного обучения используются электронные учебно-методические пособия и материалы;
  • сделать занятия с преподавателями активными и интенсивными: наши преподаватели прошли подготовку в НМЦ СПО по программе тьюторов (преподавателей-консультантов) и владеют активными методами проведения занятий. Содержанием очных занятий (тьюториалов) является только тот материал, который принципиально не может быть усвоен студентом самостоятельно;
  • создать средства телекоммуникации, т.е. общения на расстоянии: с этой целью была разработана электронная система «Моделирование организации процесса для дистанционного обучения», включающая в себя электронный модуль «Виртуальный колледж дистанционного обучения».

Виртуальный колледж дистанционного обучения

Вход в Виртуальный колледж дистанционного обучения осуществляется с сайта СПБ ГБОУ СПО «Промышленно-экономический колледж». Пройдя авторизацию, участник дистанционного обучения (студент, преподаватель, методист) попадает в "Виртуальный колледж" на свою персональную страницу.

Для каждого участника дистанционного обучения на его персональной странице, в соответствии с его статусом, открывается ряд возможностей.

    Для пользователей со статусом студента:
  • ознакомиться с учебным планом по своей специальности;
  • пользоваться электронной библиотекой методического материала и выполнять предложенные контрольные задания;
  • отправлять выполненные контрольные задания преподавателям на проверку, получать отзывы на них и оценки;
  • проходить контрольное тестирование по ряду дисциплин и видеть результат тестирования;
  • анализировать свою успеваемость по результатам текущей и промежуточной аттестации, видеть задолженности по дисциплинам и назначенные даты консультаций и пересдачи;
  • получать электронные off-line консультации по разным дисциплинам;
  • видеть расписание занятий, экзаменов, и on-line консультаций;
  • участвовать в назначенных on-line консультациях (в режиме реального времени);
  • обмениваться сообщениями с преподавателями и методистами;
  • видеть контактную информацию студентов своей группы для возможности общения по телефону и e-mail;
  • знакомиться с правилами оформления контрольных работ и отчетов; видеть доску объявлений;
  • пользоваться «страницей общения» студентов между собой;
  • принимать участие в анкетировании по оценке качества преподавания во время очной фазы и по оценке качества контрольных заданий дистанционной фазы учебного процесса;
  • общаться с преподавателями с помощью программного обеспечения Skype.
    Для пользователей со статусом преподавателя:
  • ознакомиться с учебными планами по специальностям;
  • отслеживать актуальность выставленного в электронной библиотеке методического материала по своим дисциплинам;
  • получать выполненные студентами контрольные задания, писать отзывы на них и выставлять оценки;
  • анализировать успеваемость студентов по электронному журналу, видеть задолженности по своим дисциплинам, назначать даты консультаций и пересдачи;
  • просматривать вопросы, задаваемые студентами в рамках off-line консультаций, и давать на них ответы;
  • видеть расписание занятий, экзаменов, и on-line консультаций; видеть доску объявлений;
  • назначать on-line консультации и участвовать в них (в режиме реального времени);
  • видеть учет нагрузки по проверке контрольных заданий и проведению электронных консультаций;
  • обмениваться сообщениями со студентами, методистами и другими преподавателями;
  • видеть контактную информацию студентов для возможности общения по телефону
  • e-mail;
  • общаться со студентом с помощью программного обеспечения Skype.
    Для пользователей со статусом методиста (администратора):
  • ведение баз данных специальностей, дисциплин, видов аттестации данного учебного заведения;
  • создание электронных учебных планов, в соответствии с учебными планами;
  • создание базы данных преподавателей, занятых в данном учебном процессе;
  • ведение электронных журналов групп, и учетных карточек студентов;
  • загрузка методического обеспечения, необходимого в учебном процессе;
  • составление расписаний занятий, on-line консультаций и экзаменов для групп;
  • сравнительный анализ успеваемости студентов, отслеживание задолженностей;
  • учет нагрузки преподавателей по проверке контрольных заданий и проведению электронных консультаций;
  • печать аттестационных ведомостей;
  • ведение журнала приказов по контингенту студентов;
  • сравнительная оценка деятельности преподавателей и аспектов преподавания очной фазы обучения (по результатам анкетирования студентов);
  • сравнительная оценка качества контрольных заданий дистанционной фазы учебного процесса (по результатам анкетирования студентов);
  • учет статистики посещения «Виртуального колледжа» студентами и преподавателями.

Функциональные возможности электронной системы «Моделирование организации процесса для дистанционного обучения», в том числе и программного модуля "Виртуальный колледж" непрерывно развиваются и совершенствуются. В настоящее время одним из направлений развития является переход к организации образовательного процесса дистанционного обучения с применением исключительно электронного обучения, допуская отсутствие аудиторных занятий [2].

В связи с этим рассматривается вопрос организации групповых видеоконференций и индивидуальных видео- и аудиоуроков. Для реализации этого вопроса в существующие электронные учебно-методические комплексы, содержащие текстовые материалы, добавляются видео- и аудиоматериалы по различным дисциплинам. Это могут быть как лекции, наших преподавателей, так и другие мультимедийные информационные ресурсы.

Новым этапом развития электронной системы «Моделирование организации процесса для дистанционного обучения» также является то, что налаживается процесс ее взаимодействия с другой электронной системой управления учебной деятельностью колледжа, которая объединяет работу всех учебных отделений образовательной организации, что в свою очередь повышает качество организации учебного процесса для подготовки высококвалифицированных специалистов.

    Литература (нормативно-правовая база):
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ ст.16.
  2. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".

Г.В. Жукова, Ю.К. Соловьёва.


СПБ ГБОУ СПО Промышленно-экономический колледж

ГлавCправ. 2015

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011