Санкт-Петербург

Раздел Научно-методический раздел, библиотеки

Статьи

27.03.2015

Роль общественных наук в школе и жизни обсуждалась на Конгрессе учителей

Состоялся Конгресс учителей общественных дисциплин регионов СЗФО РФ «Общественные науки в школе и жизни». Основная его цель: выявление и продвижение лучших идей и практик в области изучения общественных дисциплин в школе, а также содействие развитию профессиональных педагогических сообществ и сетей в области социально – экономического образования.


Конгресс проводился на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) 21 марта 2015 г. в Санкт-Петербурге.

Участники Конгресса: учителя, руководители школ, специалисты по различным общественным наукам и представители органов управления образованием. Всего более 250 человек.

С докладами об актуальных проблемах социально-экономического образования выступали члены Российской академии образования: А.М. Кондаков – президент Института мобильных образовательных систем, О.Е. Лебедев – профессор НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, а также заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки П.А. Сергоманов; председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области С. В. Тарасов. В обсуждении участвовали коллеги из Казахстана, Израиля, Финляндии.

Открыл Конгресс директор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Сергей Кадочников. Он сказал о том, что не хватает сообщества, с которым можно было бы обсуждать волнующие вопросы о создании интересного учебника, о самом привлекательном научном исследовании, о значимой работе, с которой надо познакомить всех учителей и школьников. Он подчеркнул, что этот Конгресс задумывался для поиска пути для формирования такого сообщества. Поэтому, отметил он, пригласили к разговору известных исследователей, тех, кто формирует политику в сфере образования, коллег из разных регионов России.

Александр Кондаков отметил, что мы живем в период образовательной революции, когда радикально меняются способы передачи информации, формируется новая реальность, требующая от людей совсем других качеств личности. Он подчеркнул, что информационное пространство не формализовано, нет доминирующего канала социализации и социализирующей является социокультурная среда в целом.

Эксперт считает, что «клиповое» мышление – главный признак важнейшего момента интеллектуальной и культурной истории. Он отметил, что идет активный переход от линейной модели мышления к современной – сетевой. Освещая результаты исследований активности мозга, он показал, что мозг детей и взрослых работает в различном режиме. При этом активность мозга ребенка минимальна во время сна и на уроках, наиболее интенсивно мозг работает во время самостоятельной учебной и исследовательской деятельности. Это свидетельствует о том, что в 21 веке образовательные стандарты должны писаться с учетом новых реалий, пояснил Александр Кондаков.

Павел Сергоманов поднял тему «Нормативно-правовое регулирование содержания общего образования». Он отметил, что важно в примерных программах по отдельным предметам предложить учителю выбор с заданными параметрами. Так, учитель включает «базовое содержание» в два раздела: планируемые результаты «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться». При этом, считает чиновник, учитель может выбирать средства обучения и воспитания, учебный материал, методики из примерных программ и других источников.

Минобрнауки РФ, в целях обеспечения единого образовательного пространства, сейчас занимается разработкой федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также определением содержания обязательной части основных общеобразовательных программ, в том числе по отдельным учебным предметам. Завершить эту работу планируется к началу 2016 года.

Олег Лебедев предложил обсудить изменения в системе образования и управления образованием на всех уровнях, которые должны произойти для приведения всего профессионального сообщества к общим позициям. Он отметил необходимость изменения постановки цели обучения и пояснил, что в настоящее время на уровне школы и конкретного учителя действует стандартный подход: «сформировать, научить, освоить и т.д.», который отражает цели взрослых, а не самих учащихся. Однако, подчеркнул докладчик, если исходить из того что надо повышать уровень познавательной активности самих учащихся, то следует сформулировать цели по-другому, исходя из категории «возможного». Он пояснил, что речь идет о возможностях, которые приобретает учащийся, значимых для него при изучении того или иного предмета или цикла дисциплин.

На обсуждение было вынесено несколько ориентиров, на которые следует опираться, изучая общественные дисциплины в школе, и их роль для развития личности. Во-первых, формирование гражданской позиции, понимания «за что» голосовать, готовности отстаивать свою позицию. Во-вторых, помощь стать автономным взрослым, который умеет ответственно принимать самостоятельные решения в ситуации выбора: экономического, нравственного и пр., а также уважать позицию других. В-третьих, формирование из школьника компетентного абитуриента, который знает и понимает, куда он поступит и как он реализует свои навыки и способности после получения диплома.

Сергей Тарасов поддержал эту мысль и отметил, что в современных условиях важно ни чему учит учитель, а чему научаются школьники. При этом учитель должен стать душой образовательного процесса и наполнить смыслами информацию, содержащуюся в учебниках и других источниках.


ГлавCправ. 2015

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011