Санкт-Петербург

Раздел Научно-методический раздел, библиотеки

Статьи

11.02.2015

Мультимедийный урок литературы в Президентской библиотеке

Президентская библиотека – общегосударственный информационный, культурный, научно-исследовательский центр – на протяжении всего развития большое внимание уделяет просветительским и обучающим проектам. Многочисленные лектории, традиционные электронные олимпиады, экскурсии и другие мероприятия для школьников в Год литературы дополнились новым мультимедийным уроком. О проведении мультимедийных уроков рассказал Алексей Владимирович Воронович, начальник отдела образовательных программ.


Ещё в 1970-е годы сформировалась традиция проведения циклов тематических уроков. Президентская библиотека восприняла этот опыт, переосмыслила с учётом мультимедийных технологий и с декабря 2013 года по май 2014 года реализовывала мультимедийные уроки Конституции, подготовленный к её 20-летнему юбилею. Участвовать в нем мы приглашали школьников различных образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Всего мультимедийный урок посетили 3422 школьника из 166 классов 81 школы. Урок знакомил школьников с основными вехами развития отечественного конституционализма, позволял глубже понять истоки прав, свобод и обязанностей граждан современной России.

По итогам прошедших мероприятий в Год литературы было принято решение о проведении аналогичных уроков по литературе в период с февраля по апрель 2015 г. по теме «Факт и образ российской истории в произведениях русских писателей».

В Год русской литературы учащиеся школ, придя в первую национальную электронную библиотеку России, узнают, как история России показана в произведениях художественной литературы, посвященных разным историческим эпохам.

На уроках можно сопоставить литературные образы с историческими фактами правления Ивана Грозного и Смутного времени, становления и расцвета Российской империи в XVIII веке, Отечественной войны 1812 года, социально-экономического и общественно-политического развития России в XIX – начале XX века. В годовщину 70-летия Великой Победы серьезное внимание уделено Великой Отечественной войне.

Во многих произведениях отечественных писателей значимые исторические события находили свое отражение, писатели не раз обращались к изучению исторических трудов, но подчас и великий писатель создавал образ, который затмевал исторические факты и даже историки поддавались его обаянию. Раскрытие взаимосвязей истории и литературы поможет комплексному восприятию школьниками этих учебных предметов, развитию навыков анализа литературного произведения в контесте эпохи.

В целях методического обеспечения данных проектов были привлечены представители Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и музей-заповедник АС. Пушкина «Михайловское». При этом пространство мультимедийного зала посвящено А.С. Пушкину: на плазмах вокруг ММЗ размещена мультимедийная выставка, посвященная великому русскому поэту; в самом ММЗ демонстрируется слайд-шоу о жизни и творчестве А.С. Пушкина. В начале этой недели, 2 февраля, в преддверии уроков литературы был организован урок письма с участием научного сотрудника музея «Михайловское» О.А. Лыжовой.

В ходе урока учащиеся приглашаются в электронный читальный и мультимедийный залы, на выставку, посвященную творчеству знаменитых литераторов, знакомятся с разными, нередко противоположными, оценками исторических лиц и трактовками событий, явлений в художественной литературе, а также причинами обращения писателей к российской истории.

В электронном читальном зале школьников знакомят с особенностями работы с фондами Президентской библиотеки, а также размещенной на её интернет-портале цифровой коллекцией «Факт и образ российской истории в произведениях русских писателей». Она содержит первые, еще журнальные дореволюционные публикации произведений, входящих сегодня в школьную программу, труды о жизни и творчестве выдающихся авторов. Также есть раздел, в котором представлены труды классиков исторической мысли XIX – начала XX века. Затем учащимся предоставляется возможность самим поучаствовать в творческом процессе – подготовить по теме урока презентацию на основе материалов из фондов Президентской библиотеки. В мультимедийных залах участники урока имеют возможность обсудить и выбрать лучшую из них посредством системы электронного голосования. Таким образом, за час учащиеся познакомятся с творчеством А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М.А. Шолохова и других классиков отечественной литературы.

По итогам урока преподавателю вручается диплом об участии в уроке и диск, на котором представлены не только электронные копии книжных изданий, но и видеозапись открытого урока литературы ведущего научного сотрудника Р.А. Гимадеева.

Президентская библиотека реализует значительное число образовательных проектов. И все они связаны. Сейчас закончился второй тур олимпиады, но на её портале размещена викторина «Афоризмы А.С. Пушкина», которая была разработана сотрудниками музея-заповедника «Михайловское». А в рамках видеолектория «Знание о России» в феврале пройдет лекторий к 155-летию со дня рождения А.П. Чехова, в марте – под аналогичным уроку названием.


ГлавCправ. 2015

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011