Санкт-Петербург

Раздел Научно-методический раздел, библиотеки

Статьи

08.11.2012

Краткая характеристика состояния научного сектора Санкт-Петербурга

По данным из Комплексной программы «Наука. Промышленность. Инновации» в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы.


    В Санкт-Петербурге сосредоточено более 10% научного потенциала страны, который составляют более 350 научных организаций:
  • более 60 организаций Российской академии наук и других государственных академий (Российской академии медицинских наук (РАМН), Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств),
  • более 250 государственных организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками,
  • 12 государственных научных центров.

Кадровый потенциал науки и образования Санкт-Петербурга составляет более 170 тысяч сотрудников научных организаций и высших учебных заведений, в том числе более 9 тысяч докторов наук и более 26 тысяч кандидатов наук. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками — более 80 тыс. человек. По ряду направлений не снижается, а часто и повышается средний возраст исследователей. Их численность на 2009 год составила более 44,6 тыс.чел., из них более 8,9 тысяч исследователей, имеющих ученую степень кандидата наук и более 2,9 тысяч исследователей, имеющих ученую степень доктора наук.

Система высшего и среднего профессионального образования включает 52 государственных гражданских вуза, 44 негосударственных вуза, 82 государственных и 6 негосударственных учреждений среднего профессионального образования (включая структурные подразделения высших учебных заведений, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования). Общая численность студентов всех форм обучения составляет 493,1 тыс. человек.

Преподавательский состав вузов насчитывает 30 тысяч человек, в том числе более 5 тысяч докторов наук и более 15 тысяч кандидатов наук. Преподавательский состав системы среднего профессионального образования (СПО) насчитывает 5,6 тысяч человек (в том числе штатные преподаватели — 4,7 тыс. человек).

Общее количество научных подразделений, конструкторских, проектно-конструкторских, технологических подразделений, опытных производств научных организаций и высших учебных заведений составляет 4369 единиц, в т.ч. научных подразделений более 3000, конструкторских, проектно-конструкторских, технологических подразделений более 650, опытных производственных подразделений — 680.

Финансирование

Более 60% от общего объема средств, выделенных на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в высших учебных заведениях, академиях наук и отраслевых организациях в Санкт-Петербурге, идет на финансирование приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ.

Внутренние затраты на исследования и разработки в последние годы росли в абсолютном выражении, но при этом по отношению к ВРП составляют чуть более 3,4% (в 2008 году — 3,2%).

Наибольший удельный вес в структуре затрат научных учреждений занимают затраты на разработки: 37 млрд. руб. или 73%. Затраты на фундаментальные и прикладные исследования составляют: 6,9 и 6,6 млрд. руб. или 14% и 13% соответственно.

Общее количество научно-исследовательских проектов, выполняемых вузами в 2009 году, составило 3358 проектов: в государственных вузах — 3224 проектов, в негосударственных — 134 проекта.

Количество завершенных в 2009 году научно-исследовательских проектов, результаты которых готовы к использованию, составило 1962 проекта. Из них: в государственных вузах — 1895 шт., в негосударственных — 67 шт.

Доля научно-исследовательских проектов, завершенных в 2009 году, результаты которых готовы к использованию в общем количестве научно-исследовательских проектов, в государственных вузах составила 58,8%, в негосударственных вузах — 50%.

Изобретательская активность

На Санкт-Петербург приходится 7,1% поступлений патентных заявок и 7,5% количества выданных патентов по всей России. По показателю «Объем инновационных услуг» на Санкт-Петербург приходится 5,2% от общего объема по всей Российской Федерации.

Общее количество выданных патентов в 2009 году — 2926 шт. Наибольшее число выданных патентов пришлось на высшие учебные заведения (647 патентов) и отраслевые организации (635 патентов). Число патентов, полученных учреждениями академий наук, составляет 100 шт. (или порядка 7,2% от общего числа). Доли патентов, полученных в 2009 году высшими учебными заведениями и отраслевыми организациями, составляют 47% и 46% соответственно.

В 2010 году количество заявок на выдачу патентов на изобретение составило 1597 шт. (таким образом, темп снижения количества заявок на выдачу патентов на изобретение сократился до 3%, (в 2009 году наблюдалось сокращение количества заявок на 13% по сравнению с 2008 годом (1648 заявок против 1895 заявок, соответственно). Количество заявок на полезную модель в 2010 году составило - 986 шт. (в 2009 году - 941 заявка).

Коэффициент изобретательской активности (количество поданных заявок на выдачу патентов на изобретения и полезные модели на 10000 человек населения) в 2010 году составил 5,61 (снижение на 0,7% в сравнении с 2009 годом), в 2009 году - 5,65 (снижение на 7,5% в сравнении с показателем 2008 года, равным 6,11).

Меры по развитию научного потенциала Санкт-Петербурга

Существует потребность в повышении образовательного уровня работников предприятий и сокращения кадрового дефицита в промышленном комплексе.

Для этого необходимо восстановить процесс воспроизводства кадрового потенциала науки, включающий механизмы выявления талантливой молодежи на всех этапах образования, начиная с максимально ранних, сквозную систему подготовки и повышения квалификации студентов, аспирантов и молодых исследователей, эффективные механизмы передачи научных знаний и опыта и, в конечном счете, должен обеспечивать преемственность в развитии научных школ, плавную смену поколений исследователей без потери накопленного потенциала.

    Направления работы:
  • создание благоприятных условий и стимулов для прихода в науку талантливой молодежи, склонной к исследовательской работе;
  • закрепление способных молодых исследователей в науке, в том числе, создание условий, снижающих стимулы к выезду таких исследователе на постоянное место жительства за рубеж без введения каких-либо административных барьеров для мобильности научных кадров;
  • поддержка как сохранившихся, так возникающих новых научных школ, объединяющих исследователей разных поколений;
  • дальнейшая интеграция академической и вузовской науки, создание в области фундаментальных и поисковых прикладных исследований единого университетско-академического комплекса, характеризующегося высокой внутренней мобильностью между научными образовательными организациями, более широкой практикой совмещения преподавательской и исследовательской деятельности;
  • привлечение к подготовке аспирантов в научно-исследовательских университетах ведущих российских и зарубежных ученых, включая привлечение их к управлению такими программами, а также привлечение ведущих зарубежных университетов в качестве партнеров в реализации таких программ.
    • Одной из задач структурных преобразований в секторе исследований и разработок является повышение уровня коммуникаций и сотрудничества различных организаций. Развитие сетевых взаимоотношений между институтами и отдельными научными коллективами будет способствовать интенсификации информационного обмена, повышению результативности исследований, повышению мобильности научных кадров.

      Крайне важным является выстраивание таких сетевых взаимоотношений и сотрудничества между организациями фундаментальной и прикладной науки, между вузами и научными институтами и лабораториями, между исследовательскими структурами и предприятиями. Для стимулирования такого взаимодействия представляется важным расширение имеющегося опыта проведения специальных конкурсов на проведение комплексных исследований и реализацию внедренческих проектов, предусматривающих совместные заявки от организаций разного профиля.

      Для повышения интеграции исследований, реализуемых исследователями различных секторов науки все программы конкурсного финансирования должны быть открыты для доступа любым квалифицированным исследователям и научным группам, включая исследователей, работающих в организациях, не входящих в систему государственных академий наук; исследователей работающих в организациях всех форм собственности; и независимых исследователей.

      Также, вследствие того, что низкая вооруженность исследовательской деятельности является одной из главных причин низкой результативности, важнейшей задачей, которую предстоит решить в ходе реструктуризации сектора исследований и разработок, является радикальное улучшение обеспеченности исследователей современными приборами и научными установками, в том числе уникальными.

        Для развития научного потенциала Санкт-Петербурга в рамках Комплексной программы будут организованы следующие мероприятия:
      1. Конкурс «Поддержка научного и инженерного творчества школьников старших классов» в целях развития научной деятельности молодежи, профессиональной ориентации школьников;
      2. Региональные предметные студенческие олимпиады высших учебных заведений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в целях развития научной деятельности молодежи;
      3. Премии, субсидии и гранты Правительства Санкт-Петербурга для студентов, аспирантов вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, а также молодых ученых и кандидатов наук;
      4. Обеспечение участия молодых ученых Санкт-Петербурга в общероссийских и международных научных конгрессно-выставочных мероприятиях в целях развития научной деятельности молодежи, популяризации научных знаний и утверждение порядка ее реализации;
      5. Формирование реестра ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга в целях сохранения и эффективного использования научно-технического и образовательного потенциала Санкт-Петербурга;
      6. Разработка и сопровождение единой информационно-аналитической системы мониторинга международного научно-технического сотрудничества вузов и научных организаций расположенных на территории Санкт-Петербурга;
      7. Проведение социологических исследований среди работников, занятых в сфере науки и образования в целях выявления основных проблем развития научной сферы Санкт-Петербурга и другие.
        1. Общий объем финансирования по данным направлениям работы за период с 2012 по 2015 гг. составит около 325 240,00 тыс. руб.

          Комплексная программа «Наука. Промышленность. Инновации» в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы (с изменениями на 31 мая 2012 года) (скачать документ)

          ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011