Санкт-Петербург

Раздел Научно-методический раздел, библиотеки

Статьи

30.10.2012

Кластер: автомобилестроение

Автомобильный кластер можно назвать одним из самых динамично развивающихся, но неоднозначных проектов инновационного развития Петербурга. Достаточно неуверенные позиции отечественных автозаводов вкупе с конкуренцией со стороны зарубежных производителей вызывают сомнения в перспективах такого сотрудничества.

Тем не менее, о создании такого объединения было объявлено еще в 2010 году. О том, как этот проект реализуется сейчас в Санкт-Петербурге — в информации журнала «ГлавСправ».

Главный принцип кластера — географическая локализация взаимосвязанных производственных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг. В кластер входят также: научно-исследовательские институты, вузы, технопарки, бизнес-инкубаторы и объекты инфраструктуры.

Такое объединение должно повышать эффективность работы каждого члена кластера и усиливать его конкурентные преимущества. Отличительным признаком эффективно действующих кластеров является выход инновационной продукции.

За девять месяцев 2012 года автомобильные заводы Санкт-Петербурга (Toyota, GM, Nissan и Hyundai) выпустили 282 тыс. автомобилей, что на 69% больше, чем за аналогичный период 2011 года. К 2018 году ежегодный объем производства автокластера должен составить не менее 1 млн. автомобилей.

На территории РФ автомобильная промышленность представлена в четырех типах предприятий: традиционные автозаводы («АвтоВАЗ», «ГАЗ», «КамАЗ», «ЗИЛ» и др.), сборочные предприятия («Иж-Авто», «Тагаз», «Соллерс» и др.), иностранные автопроизводители и прямые импортеры.

Создание автомобильного кластера на территории Санкт-Петербурга обусловлено многолетней деятельностью предприятий мировых автопроизводителей на территории города и области. Первые заводы по выпуску автомобилей начали работу в 2007 году (Тойота). Сейчас в городе функционирует уже пять производств, в перспективе — еще один.

География кластера распространяется на промзоны города: Шушары, Каменка и Марьино.

Для поддержки предприятий автокластера правительством Российской Федерации был введен новый режим промышленной сборки автомобилей: таможенные ставки для ввоза комплектующих будут снижены у тех иностранных компаний, чья локализация производства в течение шести лет с момента заключения соглашения достигнет 60%.

План развития автомобильной промышленности прописан в соответствующей стратегии на период до 2020 года. При этом поставлена задача обеспечить транспортные потребности страны за счет производства высокотехнологичных комплектующих на внутреннем рынке, с максимальной локализацией.

В перспективе, собственные разработки российского автокластера смогут конкурировать с зарубежными на мировом рынке. Важным является и аспект состоятельности национальной оборонной промышленности: сильное внутреннее производство укрепит позиции российской военной техники.

Всего за 2010-2020 годы инвестиции на создание и модернизацию производственных мощностей и НИОКР составят 584,1 млрд. рублей.

Отдельно в стратегии прописаны пункты о разработке новых образовательных программ и программ повышения квалификации для обеспечения автомобильной промышленности рабочими кадрами. Государственная поддержка будет распространяться на подготовку научно-исследовательских, инженерных, производственных и управленческих кадров, в том числе, в зарубежных инжиниринговых и производственных центрах.

Образовательные и научные организации

В Петербурге идет работа по созданию центров по подготовке инженерных кадров для промышленных предприятий, входящих в автомобильный кластер. Первый такой центр уже создается в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете при поддержке автомобильных заводов GM, Toyota, Hyundai и Nissan.

    В автомобильный кластер войдут и другие петербургские образовательные учреждения технического профиля:
  • Санкт-Петербургский государственный технологический институт,
  • Университет информационных технологий, механики и оптики,
  • Петербургский государственный университет путей сообщения,
  • Санкт-Петербургский государственный университет,
  • Автотранспортный и электромеханический колледж,
  • Политехнический колледж и др.

Результатом многолетней работы по укреплению внутреннего автомобильного рынка и сотрудничества с мировыми производителями станет повышение к 2020 году доли добавленной стоимости с текущего уровня 21% до 48% (2200 млрд. руб.), а также повышение доли автомобильной промышленности ВВП страны с 1% до 2,38%.

Ведущие предприятия автомобильного кластера

Hyundai (Solaris)

  • Объем производства: 150 тыс. шт. в год
  • Объем инвестиций: 650 млн. долларов США
  • Количество рабочих мест: 2400 человек

Ford Sollers (Focus, Mondeo)

  • Объем производства: 125 тыс. шт. в год
  • Объем инвестиций: 330 млн. долларов США
  • Количество рабочих мест: 2750 человек

General Motors (Chevrolet Cruze, Chevrolet Captiva, Opel Astra, Opel Antara)

  • Объем производства: 60 тыс. шт. в год
  • Объем инвестиций: 303 млн. долларов США
  • Количество рабочих мест: около 1300

Nissan (Teana, X-trail, Murano)

  • Объем производства: 50 тыс. шт. в год
  • Объем инвестиций: 200 млн. долларов США
  • Количество рабочих мест: около 1500

Toyota (Toyota Camry)

  • Объем производства: 50 тыс. шт. в год
  • Объем инвестиций: 133 млн. долларов США
  • Количество рабочих мест: около 600

Scania (грузовые автомобили)

  • Объем производства: 6,5 тыс. шт. в год
  • Объем инвестиций: 10 млн. евро
  • Количество рабочих мест: около 600

Холдинг «Яровит» и группа «Онэксим» (проект Ё-мобиль)

  • Объем производства: 45 тыс. шт. в год
  • Объем инвестиций: 1,3 миллиарда рублей

Fiat-Chrysler

В феврале 2012 года были приняты первые шаги к появлению в Петербурге еще одного крупного автоконцерна — Fiat-Chrysler. Уже подписано соглашение, согласно которому строительство предприятия планируется начать в 2013 году в городе-спутнике «Южный» вблизи Санкт-Петербурга. Запуск производства мощностью 120 тысяч автомобилей намечен на конец 2014 года. Петербургский завод Fiat будет выпускать внедорожники Jeep Grand Сherokee и Compass.


ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011