30.10.2012
Автомобильный кластер можно назвать одним из самых динамично развивающихся, но неоднозначных проектов инновационного развития Петербурга. Достаточно неуверенные позиции отечественных автозаводов вкупе с конкуренцией со стороны зарубежных производителей вызывают сомнения в перспективах такого сотрудничества.
Тем не менее, о создании такого объединения было объявлено еще в 2010 году. О том, как этот проект реализуется сейчас в Санкт-Петербурге — в информации журнала «ГлавСправ».
Главный принцип кластера — географическая локализация взаимосвязанных производственных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг. В кластер входят также: научно-исследовательские институты, вузы, технопарки, бизнес-инкубаторы и объекты инфраструктуры.
Такое объединение должно повышать эффективность работы каждого члена кластера и усиливать его конкурентные преимущества. Отличительным признаком эффективно действующих кластеров является выход инновационной продукции.
За девять месяцев 2012 года автомобильные заводы Санкт-Петербурга (Toyota, GM, Nissan и Hyundai) выпустили 282 тыс. автомобилей, что на 69% больше, чем за аналогичный период 2011 года. К 2018 году ежегодный объем производства автокластера должен составить не менее 1 млн. автомобилей. |
На территории РФ автомобильная промышленность представлена в четырех типах предприятий: традиционные автозаводы («АвтоВАЗ», «ГАЗ», «КамАЗ», «ЗИЛ» и др.), сборочные предприятия («Иж-Авто», «Тагаз», «Соллерс» и др.), иностранные автопроизводители и прямые импортеры.
Создание автомобильного кластера на территории Санкт-Петербурга обусловлено многолетней деятельностью предприятий мировых автопроизводителей на территории города и области. Первые заводы по выпуску автомобилей начали работу в 2007 году (Тойота). Сейчас в городе функционирует уже пять производств, в перспективе — еще один.
География кластера распространяется на промзоны города: Шушары, Каменка и Марьино.
Для поддержки предприятий автокластера правительством Российской Федерации был введен новый режим промышленной сборки автомобилей: таможенные ставки для ввоза комплектующих будут снижены у тех иностранных компаний, чья локализация производства в течение шести лет с момента заключения соглашения достигнет 60%.
План развития автомобильной промышленности прописан в соответствующей стратегии на период до 2020 года. При этом поставлена задача обеспечить транспортные потребности страны за счет производства высокотехнологичных комплектующих на внутреннем рынке, с максимальной локализацией.
В перспективе, собственные разработки российского автокластера смогут конкурировать с зарубежными на мировом рынке. Важным является и аспект состоятельности национальной оборонной промышленности: сильное внутреннее производство укрепит позиции российской военной техники.
Всего за 2010-2020 годы инвестиции на создание и модернизацию производственных мощностей и НИОКР составят 584,1 млрд. рублей. |
Отдельно в стратегии прописаны пункты о разработке новых образовательных программ и программ повышения квалификации для обеспечения автомобильной промышленности рабочими кадрами. Государственная поддержка будет распространяться на подготовку научно-исследовательских, инженерных, производственных и управленческих кадров, в том числе, в зарубежных инжиниринговых и производственных центрах.
В Петербурге идет работа по созданию центров по подготовке инженерных кадров для промышленных предприятий, входящих в автомобильный кластер. Первый такой центр уже создается в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете при поддержке автомобильных заводов GM, Toyota, Hyundai и Nissan.
Результатом многолетней работы по укреплению внутреннего автомобильного рынка и сотрудничества с мировыми производителями станет повышение к 2020 году доли добавленной стоимости с текущего уровня 21% до 48% (2200 млрд. руб.), а также повышение доли автомобильной промышленности ВВП страны с 1% до 2,38%.
Hyundai (Solaris)
Ford Sollers (Focus, Mondeo)
General Motors (Chevrolet Cruze, Chevrolet Captiva, Opel Astra, Opel Antara)
Nissan (Teana, X-trail, Murano)
Toyota (Toyota Camry)
Scania (грузовые автомобили)
Холдинг «Яровит» и группа «Онэксим» (проект Ё-мобиль)
Fiat-Chrysler
В феврале 2012 года были приняты первые шаги к появлению в Петербурге еще одного крупного автоконцерна — Fiat-Chrysler. Уже подписано соглашение, согласно которому строительство предприятия планируется начать в 2013 году в городе-спутнике «Южный» вблизи Санкт-Петербурга. Запуск производства мощностью 120 тысяч автомобилей намечен на конец 2014 года. Петербургский завод Fiat будет выпускать внедорожники Jeep Grand Сherokee и Compass.
ГлавCправ. 2012