28.05.2012
Кластерное образование в Морском техническом колледже
Правительство Санкт-Петербурга подвело итоги конкурса на присуждение премии за выдающиеся достижения в области высшего и среднего
профессионального образования и выдающиеся научные результаты в области науки и техники. Одним из почетных лауреатов в 2012 году
стал директор Санкт-Петербургского морского технического колледжа, д.э.н, заслуженный учитель РФ Виктор Анатольевич Никитин.
На торжественном вручении наград 25 мая в Смольном корреспондент «ГлавСправ» попросил Виктора Анатольевича рассказать о своей научной работе.
Корр.: Виктор Анатольевич, информационный портал «ГлавСправ» проводит онлайн-конференцию о кластерном подходе в профессиональном образовании.
Какие у Вас соображения на этот счет?
— В нашем Морском техническом колледже уже давно реализуется кластерный подход к образованию. Мы относимся к одному из восьми петербургских
кластеров — морская техника. Колледж «закрывает» практически весь спектр подготовки специалистов среднего звена. Конечно, необходимость
кластерного подхода к образованию определена требованиями времени.
Корр.: Вы только что получили премию Правительства Санкт-Петербурга. Расскажите о Вашей работе.
— Суть работы — разработка и применение стратегии интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных
образовательных услуг в номинации «Организационные решения по повышению качества подготовки специалистов».
Диверсификация — это изменение, расширение ассортимента (в нашем случае образовательных услуг) и переориентация рынков сбыта, а также
освоение новых видов оказания услуг с целью повышения эффективности образования.
Это то, что сегодня происходит в системе среднего профессионального образования в городе, т.е. создание многофункциональных центров,
когда среднее профессиональное учебное заведение объединяется с мощным промышленным предприятием для оказания комплексных образовательных
услуг, как по базовому обучению молодых специалистов, так и повышению квалификации сотрудников предприятий отрасли. Сейчас создано уже
около 30 таких объединений. Морской технический колледж является лидером в этом направлении, поэтому мы и выбрали такую тему для конкурса.
Информация от «ГлавСправ»
Никитин Виктор Анатольевич получил премию в номинации «Организационные решения по повышению качества подготовки специалистов» за разработку
и применение стратегии интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг.
Для конкурсного проекта он использовал положения своей докторской диссертации на соискание степени кандидата экономических наук, в которой
фактически были заложены основы кластерного подхода к образованию, а именно:
- обоснована необходимость включения в научный оборот и планово-управленческий процесс понятия «территориально-отраслевая система оказания профессиональных образовательных услуг» и определены ее институциональные составляющие;
- на основе анализа экономической и социальной составляющих деятельности человека в современном обществе доказана необходимость формирования модели интегрированного человека, в котором воплощается гармонизация его естественных и духовных потребностей, экономических устремлений с его общественным сознанием приносить пользу не только себе, но своему производственному коллективу, своей стране;
- определены три способа наращивания интеллектуального потенциала образовательного учреждения: за счет прямого инвестирования в человеческий капитал и его активную составляющую - интеллектуальный капитал, за счет интеграции данного образовательного учреждения с другими и за счет франчайзинга;
- определена инновационная составляющая организационно-экономического механизма управления интегрированным образовательным, научно-образовательным или учебно-научно-производственным комплексом, формирование внутрисистемных экономических моделей на бюджетно-рыночной основе, учитывающих интересы участников процессов интеграции, сохранение отраслевой специализации. Организация внутреннего правового поля функционирования интегрированного комплекса, адекватного процессам интеграции и диверсификации учебно-хозяйственной и научно-инновационной деятельности,
- разработана модель и методика сравнительной оценки экономической результативности функционирования образовательных структур для принятия решения о целесообразности их интеграции с выделением рентабельных и нерентабельных образовательных учреждений на основе показателей: соотношения спроса и предложения, соотношения числа ученических мест и контингента учащихся, коэффициента трудоустройства, соотношения бюджетных и внебюджетных доходов;
- разработана логическая модель интеграции образовательных учреждений и определены составляющие ее синергетического результата: более значительные масштабы подготовки специалистов, повышение качества подготовки специалистов за счет внедрения инновационных форм и методов обучения.
- в рамках концепции территориально-отраслевой системы оказания профессиональных образовательных услуг обоснована необходимость четкого разделения двух видов услуг: базовых профессиональных образовательных, дающих фундаментальную профессиональную подготовку и начальные профессиональные навыки и компетенции, и послебазовых — по повышению квалификации и переобучению персонала предприятий для его адаптации к технологическим и организационным нововведениям на производстве, а также для адаптации молодых рабочих и специалистов — выпускников системы профессионального образования — к конкретным рабочим местам.
ГлавCправ. 2012