24.05.2012
Кластер городского хозяйства — один из новых инновационных кластеров в Петербурге. Это объединение различных государственных и частных предприятий, как ни одно другое, повлияет на все сферы жизни в нашем городе, его внешний облик и удобство для простых граждан.
В целом, к городскому хозяйству относятся: жилищное и коммунальное хозяйство, предприятия и организации бытового обслуживания населения, городского транспорта, связи, торговли и общественного питания, а также соответствующие службы, сооружения, учреждения просвещения, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и т. д.
Инновационный кластер для современного города
Новый инновационный кластер объединяет в себе несколько смежных отраслей промышленности: ЖКХ, энергетику и строительство. Они будут объединены по отраслевому и территориальному принципу, что позволит организовать эффективную работу всех участников.
Такое сотрудничество закономерно увеличит прибыль предприятий города, связанных с жизнедеятельностью всех городских систем. В кластер входят многочисленные организации смежных, взаимодополняющих отраслей и другие структуры, которые играют важную роль в создании конкурентной среды: университеты и исследовательские учреждения, организации, осуществляющие подготовку кадров, отвечают за информационное и техническое обеспечение, торговые ассоциации и др.
Главной целью формирования кластера является повышение конкурентоспособности продукции и услуг предприятий жилищно-коммунального комплекса города и содействие экономическому развитию региона.
Особенность кластера городского хозяйства заключается в том, что этот вид деятельности ориентирован, прежде всего, на внутренний рынок. Основной продукцией является строительство и обслуживание современного комфортного жилья, дорожных и сантехнических систем.
«Болевым» фактором функционирования данного кластера в Петербурге может стать кризисное состояние комплекса городского хозяйства. Большинство объектов ЖКК города (водо-, теплоснабжения, жилых зданий, элементов благоустройства и др.) сейчас находится не в лучшем техническом состоянии, особого внимания также требует применение устаревших и энергозатратных технологий. Одной из причин такого положения дел можно назвать сложившуюся неэффективную систему управления объектами на местах и невозможность установления экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, чего требуют рыночные отношения.
С другой стороны, успешному развитию городского кластера мешает нестабильная законодательная и нормативно-методическая база, регулирующая организационно-экономические, юридические (гражданско-правовые), финансовые, технические и другие отношения в этом секторе экономики.
И, конечно, ключевым пунктом является формирование квалифицированных кадров для всех уровней жилищно-коммунального хозяйства и инженерных систем.
Инновационный кластер жилищно-коммунального хозяйства объединяет участников рынка производства, от поставщиков сырья до потребителей конечного продукта, на основе сложившихся локальных институциональных связей и социальной среды.
В основе создания кластеров лежат экономические интересы, базирующиеся на долгосрочных контрактах. Чтобы оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, избежать монополизации и застоя отрасли, необходима сетевая форма организации кластера. Это подразумевает создание вертикальных и горизонтальных связей между различными участниками: государством, малым и крупным бизнесом, научно-образовательными учреждениями и, конечно, потребителями конечной продукции.
В состав кластера входят организации инфраструктуры, которые предоставляют торговые, юридические, аудиторские, маркетинговые, информационные, образовательные и научно- исследовательские услуги.
Одним из инструментов государственной поддержки кластера является ежегодный конкурс* Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли на соискание премии Правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект для городского кластера отведена отдельная номинация.
*конкурс проводится в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.11.2009 № 1255 «О премии Правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера».
|
Также органы власти планируют реализовать комплексные программы модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры, инвестиционные и производственные программы предприятий ЖКК. Для развития объектов инженерной инфраструктуры, будут привлечены, наравне с бюджетными средствами, частные инвесторы.
Традиционно городское хозяйство финансировалось исключительно «сверху». Чтобы укрепить горизонтальную структуру кластера, независимую от федерального бюджета, необходимо привлекать бизнес-структуры, а значит, создать благоприятный инвестиционный климат.
Важную роль в данном направлении играют инновационные проекты. Чтобы стать понятными и интересными для частных инвесторов, они должны быть реализованы в соответствии с международными стандартами.
В таком случае проект должен показывать реальные цифры: рынок сбыта продукции коммунально-инженерной инфраструктуры для развития мощностей, окупаемость, капитал и активы заявителя, темпы роста выручки, различные показатели рентабельности (рентабельность капитала, рентабельность продаж, рентабельность активов) и др. Необходимо и другие условия: современные технологии, методы управления, менеджмент, маркетинг. Только в этом случае можно рассчитывать на внимание крупных инвесторов.
В каждом из этих направлений задача подготовки кадров лежит равноценно на учреждениях высшего и среднего профессионального образования:
ГлавCправ. 2012