18.05.2012
Судостроение — историческое предназначение Санкт-Петербурга. Основанный Петром Первым как колыбель русского флота, наш город на протяжении трех веков был кузницей кадров для мореходов и корабелов.
Неудивительно, что судостроительный кластер стал одним из восьми приоритетных направлений экономического развития Петербурга. На территории города и области сосредоточено большое количество специализированных промышленных и научных предприятий, что стало предпосылкой для организации их совместной работы. Такая концентрация технологических лидеров в производственном кластере — залог конкурентоспособности на рынке судостроения. Важным преимуществом Петербурга является также наличие крупных научно-исследовательских институтов и вузов, развитый рынок труда, географическое расположение и пр.
|
В качестве основы для формирования нового кластера на IV Петербургском международном инновационном форуме было подписано соглашение о сотрудничестве между губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК).
Президент ОСК Роман Троценко отметил, что одним из первых шагов в этом направлении станет организация инжинирингового центра по проектированию и организации производства морской техники. Всего в Петербурге в рамках кластера будет размещено около 200 предприятий, занятых в судостроении и производстве комплектующих. «Это будут предприятия, нацеленные на импортозамещение того оборудования, которое пока в России не выпускается», — уточнил глава компании.
Согласно плану работ, главным инфраструктурным проектом в рамках будущего кластера станет производственная площадка на острове Котлин (Кронштадт). Именно там будут построены новые современные верфи, что значительно расширит производственные возможности корпорации (в первую очередь, в производстве новых судов).
Предприятия с 6,5 тысячами рабочих мест будет строить суда водоизмещением до 200 тысяч тонн. Верфь планируется выстроить и запустить за 40 месяцев. Смольный взял на себя обязательство обеспечить будущее предприятие необходимой инфраструктурой и рабочей силой.
Формирование кластеров в судостроении уже применяется во всем мире как эффективный инструмент государственной политики. Это позволило ряду стран Европы и Азии достичь лидерских позиций в данной отрасли. Изменились требования рынка, в том числе — международного. На первый план вышли азиатские страны (Китай, Корея, Япония и др.) и новые перспективные направления: сырьевые товары, химическая продукция, контейнерные перевозки, морское вооружение, туризм и др. В связи с этим встал вопрос о выборе наиболее выгодной стратегии развития для петербургской судостроительной отрасли.
Модель развития петербургского судостроительного кластера основана на формировании базовых компетенций (развитие базовых предприятий судостроения). Это гражданское судостроение, исследовательские суда, ледоколы, подводные лодки, спецсуда для различных ведомств и пр. Ядро кластера разместится на верфи о. Котлин.
Ключевые участники: ОАО «ОСК», «Прометей», ЦНИИ Крылова, ЦТСС, «Транзас», малые инновационные предприятия и добывающие компании (Газпром, Роснефть) и др.
Как сообщалось ранее, Владимир Путин заявил о выделении из государственного бюджета 20 трлн. рублей на перевооружение. Половина этих средств будет направлена в судостроительную отрасль.
Учреждения высшего и среднего профессионального образования Петербурга призваны решить одну из главных проблем будущего кластера — кадровую.
В планах правительства развивать судостроительные кластеры и в других регионах России: Приморском и Хабаровском краях, Архангельской и Калининградской областях.
ГлавCправ. 2012