Санкт-Петербург

Раздел Детские сады и ясли в Петербурге

Статьи

29.08.2012

Петербургская школа: формируя будущее


За неделю до начала учебного года петербургские педагоги собрались на традиционном городском педсовете. В этом году торжественное мероприятие прошло в Михайловском театре и впервые транслировалось в телевизионном эфире.


Педсовет 2012

В 2012 году встреча педагогов и руководителей города прошла под девизом «Петербургская школа: формируя будущее». В зале собрались не только учителя, но и те, с кем им приходится взаимодействовать по роду деятельности: представители федеральных органов исполнительной власти, депутаты, главы районов, руководители вузов, представители науки и общественности.

С поздравлениями выступили члены правительства Санкт-Петербурга: вице-губернатор В.Н. Кичеджи, председатель Комитета по образованию Ж.В. Воробьева, председатель ЗакС СПб В.С. Макаров, а также прославленные учителя города: Л.А. Листова и М.Я. Пратусевич и многие другие. Почетным гостем педсовета стала Н.В. Третьяк, еще недавно возглавлявшая Комитет по образованию города, теперь занимающая пост заместителя министра образования и науки.

Как отметили все докладчики, в этом году перед образовательным сообществом города стоят непростые задачи, связанные, прежде всего, с введением новых образовательных стандартов. С трибуны звучали предложения сохранить традиции петербургского, ленинградского образования, не гнаться за постоянными инновациями. Учителя горячо поддерживали: им надоело каждый год руководствоваться новыми правилами, тратить драгоценное время на бумажную работу. О созревшей необходимости сократить бюрократическую нагрузку на школьного учителя высказалась даже Наталья Третьяк.

вице-губернатор В.Н. Кичеджи

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи подчеркнул, что наше образование нуждается, главным образом, не в реформах, а сохранении того, что было достигнуто еще в XX веке. «Именно существовавшая система образования позволила нашей стране в 50-60 годы совершить впечатляющий научно-технический рывок, — сказал Кичеджи. — Преимущество такого образования — в прекрасно отстроенной системе базовых предметов».

Василий Николаевич напомнил, что отечественная система образования всегда базировалась на нравственном воспитании: «Без уроков, которые дает нам история, классическая литература, прежде всего, отечественная, — образование становится неэффективным». Формирование нравственной, гармоничной, всесторонне развитой личности — вот основные задачи всей образовательной системы.

Одна из опасностей, которую несут в себе перемены, по мнению Кичеджи, — низведение статуса учителя до обслуживающего персонала. «Он призван быть носителем нравственного авторитета, а не просто стать передатчиком информации», — отметил вице-губернатор.

О предназначении учителя и его высокой ответственности в свете происходящих реформ высказалась и Жанна Владимировна Воробьева, председатель Комитета по образованию. В своем докладе она не только наметила основные траектории развития на ближайший год, но и отметила успехи петербургской школы.

Глава комитета призвала учителей и руководителей образовательных учреждений (ОУ) сосредоточить усилия на решении двух важнейших задач:

председатель Комитета по образованию Ж.В. Воробьева

Первое: создание современной инфраструктуры. Каждый год правительство Санкт-Петербурга выделяет все больше средств на развитие материально-технической базы ОУ. 15 августа на заседании правительства Санкт-Петербурга была принята программа развития дошкольного образования, согласно которой к 2016 году планируется полностью решить вопрос с его доступностью для граждан города. За три года будет построено 54 новых детсада, отремонтировано 11 зданий. Кроме того, около тысячи детских садов будут оснащены современным оборудованием.

Как рассказала Жанна Владимировна, особое внимание власти города уделяют и развитию проф. образования. В 2012 г. разработаны и утверждены две ведомственные целевые программы развития материально-технической базы городских училищ и колледжей на сумму почти 1,5 млрд. рублей. Это должно способствовать созданию комфортной и безопасной среды, обеспечить успешную деятельность педагогического коллектива и тем самым способствовать повышению качества образования.

Вторая задача связана с теми глобальными изменениями, которые происходят в системе образования: это новые образовательные стандарты, новая система повышения квалификации, новые критерии оценки качества труда, новый закон РФ об образовании. «Хочу еще раз заверить всех петербуржцев: введение в действие нового закона об образовании ни в коей мере не повлечет за собой сокращение образовательных услуг, гарантированных государством каждой семье, — подчеркнула председатель Комитета по образованию. — Образование было, есть и будет бесплатным».

Жанна Владимировна признала, что положение дел уже не может оставаться прежним. И поэтому очень важно, чтобы сами педагоги осмыслили происходящие в сфере образования перемены. Но при этом она уверена, что настало время несколько ослабить интенсивность реформ: «Люди устали от постоянных изменений. Хочется спокойно жить и заниматься любимым делом — учить детей».

Педсовет 2012

По оценке Воробьевой, петербургская школа на сегодняшний день как никто успешно справляется с возложенными на нее обязанностями. В 2012 году Петербург занимает лидирующие позиции по качеству сдачи ЕГЭ: растет число 100-балльников, (124 человека, в 2011 году их было 111). Особенно отличились те, кто сдавал информатику: 27 человек получили 100 баллов, хотя в 2011 таких было только двое!

Особо были отмечены личные достижения петербургских педагогов. Так, учитель французского языка гимназии № 171 Центрального района Марина Александровна Зезкова стала абсолютным победителем Всероссийского конкурса молодых учителей «Педагогический дебют», который завершился в марте 2012 года.

Другим показателем отличной работы педагогов стали результаты исследования, проведенного Комитетом по образованию. По итогам мониторинга, 87% опрошенных оценили работу петербургских учителей как отличную. По словам Воробьевой, такой труд заслуживает хорошей оплаты: с 1 января 2013 года планируется повышение средней зарплаты всех категорий педагогических работников, в том числе, логопедов, психологов и т.д. На эти цели в 2013 году из бюджета города будет выделено более 4 млрд. рублей.

Школьное образование будет неуклонно меняться в соответствии с современными требованиями, но, как подчеркнула Воробьева, должна оставаться комфортной средой для всех учеников. Особое внимание в этой связи будет устремлено на детей с ограниченными возможностями здоровья.

«В 2012 г. комитетом была разработана Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она предусматривает не только создание для них комфортных условий, но и расширение всевозможных форм обучения, — рассказала глава комитета. — В сентябре на заседании правительства города мы утвердим принципы межведомственного взаимодействия для разработки индивидуальных образовательных маршрутов».

Жанна Владимировна обратилась к родителям не быть в стороне и принимать активное участие в образовательном процессе: «В наше сложное время даже взрослые могут потерять свои ориентиры. Что уж говорить о детях? Однако я убеждена, что источником подлинных представлений о нравственности, о добре и зле для каждого из нас должна стать школа и семья. Сегодня особо актуален вопрос взаимодействия семьи и школы. Только их согласованные действия помогут в воспитании юного петербуржца. Родителей тоже надо учить: это и педагогическая поддержка в воспитании детей, и родительские университеты, клубы для родителей, консультации…»

председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров

Мысль о первостепенной роли семьи в образовательном процессе продолжил председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Серафимович Макаров. Он отметил, что и государство, в свою очередь, должно максимально ясно донести до населения принципы своей образовательной политики. Это поможет найти взаимопонимание между всеми участниками сообщества и определить для каждого зоны ответственности.

В своем выступлении председатель ЗакС особенно высказался о таком, казалось бы, второстепенном предмете как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Напомним, с 2012 года этот предмет стал одним из шести обязательных в учебном плане. «Да, этот предмет не важен для поступления в вуз, поэтому многие учителя считают его необязательным, — сказал Вячеслав Серафимович. — Но посмотрите, с какими рисками сегодня сталкиваются наши дети? Интернет, мобильная связь, финансовая безграмотность, суициды, преступность... На ОБЖ не анекдоты надо рассказывать, а профессионально помочь ребенку, чтобы его уберечь». В подтверждение своих слов Макаров привел неутешительные цифры: по статистике, с 1995 по 2012 годы в два раза увеличилось число пострадавших детей. «Мы не смогли подготовить наших детей к жизни в этом обществе», — признал он.

В свете новых образовательных стандартов Вячеслав Серафимович призвал педагогов города принимать участие в усовершенствовании законопроектов. «Мы в Законодательном Собрании будем внимательно изучать ваши предложения и систематизировать в форме законов, постановлений, решений, других нормативно-правовых актов».

Главную тему предстоящего учебного года — введение образовательных стандартов нового поколения — не обошла вниманием и Наталья Владимировна Третьяк, статс-секретарь — заместитель министра образования и науки РФ. «Изменился стандарт обучения. Теперь повышенные требования предъявляются не только к предметным результатам, но и к личностным, — рассказала Третьяк. — У школ и учеников появился выбор, но мы все будем ответственны за этот выбор».

В новых условиях особенно остро встал вопрос о статусе учителя. Третьяк от лица правительства заявила о готовности обеспечить педагогам достойное вознаграждение. При этом закономерно будут повышаться и требования к работникам в сфере образования: как рассказала Наталья Владимировна, Минобрнауки начало работу над профессиональным стандартом для учителя и призвала присутствующих принять участие в его создании.

Настоящие овации в зале вызвали слова о необходимости сократить бремя бюрократической отчетности в школах. Настоящей головной болью для руководителей ОУ и педагогов стали запросы органов, осуществляющих управление в сфере образования и подведомственные им организации. Решением этой проблемы Третьяк назвала использование Интернет-технологий: «Просьба максимально наполнить официальные сайты в сети всевозможной информацией о проведении внешкольных, спортивных и иных мероприятий, разместить доступную для общественности статистическую отчетность. А к органам управления образованием и научно-методическим службам просьба самостоятельно получать информацию с сайтов образовательных учреждений, не обременяя их своими запросами».

Н.В. Третьяк, статс-секретарь — заместитель министра образования и науки РФ

Наталья Владимировна рассказала о ходе принятия нового закона «Об образовании». «Летом этого года завершился двухгодичный процесс обсуждения проекта, он внесен в Госдуму, — сказала Третьяк. — Пользуясь случаем, хочу поблагодарить вас за участие. Я надеюсь, что весной мы с вами уже увидим новый закон. Это не значит, что работа над документом закончилась, вы по-прежнему сможете принять участие в его улучшении уже на площадке Госдумы».

Что же принесет нам новый закон? По словам Третьяк, он стал достойным преемником прежнего, от 1992 года. Спустя 20 лет потребовалось создать принципиально другой инструмент управления образованием, с учетом новых экономических и социальных реалий.

Наталья Владимировна отметила следующие различия нового закона «Об образовании»:

1. Создал предпосылки для создания новых механизмов в сфере образования, в частности, расширяет количество участников, оказывающих образовательные услуги. Теперь к ним принадлежат не только образовательные учреждения, но и организации различных правовых форм, в т.ч. коммерческие;

2. Закрепляет систему мониторинга, который позволит комплексно оценить развитие отрасли. Вводятся процедуры независимой оценки качества образования, позволяющие заинтересованным организациям и родителям оценить качество образования и достоверность публикуемой ОУ информации;

3. Государство установило нормы по педагогической экспертизе в отношении нормативных актов, затрагивающих вопросы обучения. С введением этого механизма не должно быть ситуаций, когда нормы СанПиНа расходятся с реалиями образовательного процесса;

4. Законодательно закреплены нормы об экспериментальной деятельности в сфере образования. Кроме того, предусмотрены дополнительные возможности для детей к получению дошкольного образования: предполагается широкое использование сетевых форм организации образовательного процесса, а также развитие дистанционных ОУ, и электронного обучения;

5. Пройдут изменения и в сфере профессионального образования: оно станет общедоступным, т.е без конкурса. Учебные программы будут включать в себя подготовку специалистов среднего звена, и подготовки высококвалифицированных рабочих. По-новому будет выстроена система структура подготовки рабочих кадров;

6. Новый закон закрепляет особенности обучения как для одаренных детей, так и детей с ОВЗ и устанавливает приоритет инклюзивного образования для этой категории учеников;

7. Наконец, в законе впервые будут прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса, включая и родителей, и самих учеников. Предусмотрены меры для тех, кто пренебрежительно относится к обучению и нормам этики в школе.

В заключение Наталья Третьяк выразила уверенность, что все эти изменения пойдут на пользу всей системе образования, и отметила, что Петербург, как и всегда, сможет показать пример для остальных субъектов РФ.

    Другие участники Педсовета:
  • Михаил Павлович Мокрецов, помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе;
  • Игорь Борисович Дивинский, вице-губернатор Санкт-Петербурга – руководитель Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, исполняющий обязанности Губернатора Санкт-Петербурга;
  • Светлана Юрьевна Агапитова, Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге;
  • Владыка Амвросий, ректор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, Епископ Гатчинский;
  • Андрей Олегович Степанов, председатель попечительского совета средней образовательной школы N 191 с углубленным изучением немецкого языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011