05.05.2011
Все родители хотят, чтобы их ребенок был самым умным и талантливым, вырос успешным и интересным человеком. Развивающие игры, секции, кружки, занятия с педагогами… С самого нежного возраста большинство родителей стремится найти и поддержать в своем малыше гения. Сейчас существует огромное количество групп и программ, созданных специально для выявления и развития потенциала ребенка. Помимо этого, многие детские сады работают со своими воспитанниками по специальным обучающим методикам. Как определить, что подойдет именно вашему ребенку? Прежде всего, необходимо разобраться, что представляют из себя все эти программы. ГлавСправ рассмотрел особенности самых популярных методик детского развития.
Семья Никитиных стала известна в конце 50-х годов ХХ века. Супруги Елена и Борис Никитины воспитали семерых своих детей, и за это время оформилась их методика раннего развития, которая очень популярна по сей день.
Основные принципы: свобода творчества детей в занятиях, здоровый образ жизни как норма, общение родителей с детьми.
Прежде всего, необходимо создать дома такую обстановку, при которой ребенку самому будет интересно заниматься спортом и творчеством. На стенах должны быть карты, таблицы, алфавит, большое количество разнообразных материалов для творчества — краски, пластилин, кубики и т.п., разнообразный спортинвентарь.
Согласно методике, ребенок по природе своей любознателен и его вовсе не нужно заставлять учиться, поскольку он сам тянется к этому. Главное — помочь ему реализовать его интересы, создать для этого условия. При этом очень важно не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам, а дать ему возможность в преодолении трудностей раскрыть свой творческий потенциал, увеличить веру в себя и научиться принимать самостоятельные решения. Малыша нельзя заставлять что-либо делать, навязывать свои желания, иначе у него пропадет интерес к тем или иным видам деятельности. Дети должны заниматься столько, сколько хотят, сочетая спорт с остальными видами деятельности.
Второй важнейший момент — родительское участие в том, что и как получается у ребенка, ведь зачастую родительское внимание сводится к тому, чтобы удовлетворить физиологические потребности малыша, при этом абсолютно забывается, что общение и совместные занятия являются неотъемлемой частью его гармоничного развития.
В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Полученную уникальную методику он попробовал применить на обычных детях, и результаты были ошеломляющими.
Основной вывод: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.
Путем исследований Доман выяснил, что учеба крайне эффективна период роста мозга: до семи — семи с половиной лет. Мозг ребенка запрограммирован на обучение, поэтому малышу не нужна дополнительная мотивация для этого. А главной задачей родителей становится поощрение и грамотная организация процесса обучения.
Цель занятий — познакомить детей с тысячами точных, ясных, интересных фактов и правильно их систематизировать. Обладая большой базой знаний, ребенок сможет развить мыслительные процессы, раньше научиться читать, писать, считать, освоить основные законы природы и т.д. Мозг растет и развивается только, если он работает. От интенсивности нагрузки на мозг ребенка в первые годы жизни зависит его интеллект в будущем.
Кроме того, по этой методике необходимо как можно раньше обучать детей гимнастике и спорту, не ограничивать их передвижение и активную деятельность. Чем больше родители поощряют ребенка к движению, тем быстрее формируется его мозг.
Методика Сесиль Лупан схожа с методикой Глена Домана, однако она менее условна и индивидуальна, носит рекомендательный характер. По этой методике тоже нужно работать с карточками, однако не только создавать «базу данных» в памяти, но и объяснять все, учить сопоставлять, анализировать, объяснять картину мира.
При этом ребенку не нужна обязательная ежедневная программа занятий, чтобы не отбить рутиной его природную любознательность. Важно помнить, что заботиться стоит не только о физическом и умственном развитии ребенка, но и о его душе и чувствах: нельзя каждое мгновение проводить с пользой, иногда нужно и просто отдыхать.
Очень популярная сейчас в России методика французского педагога Марии Монтессори. Ее основной принцип — саморазвитие личности благодаря созданию благоприятных условий для этого. Ребенок любознателен по своей природе, необходимо лишь создать вокруг него соответствующую среду, насыщенную материалами и инструментами познания окружающего мира, поощрять его интересы, инициативу. Родители не должны постоянно понукать, указывать, делать что-то за детей, а лишь мягко направлять и помогать там, где ребенок сам не может справиться.
Кстати, в отличие от привычного нам обучения, дети по этой методике сначала учатся писать, а затем читать.
Эта система обучения значительно отличается от традиционной. Она, в первую очередь, делает ставку на творчество, духовное развитие и воспитание и основана на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни. Основой вальдорфской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям.
Ребенка не заставляют делать что-либо, а вдохновляют собственным примером, поскольку дети с удовольствием повторяют за взрослым, впитывая ритмичность и внутреннюю мелодику текста. Основной принцип — совместные занятия и творчество детей и взрослых.
Эта методика не начинает осваиваться с совсем маленькими детьми, у них уже должна быть достаточно развита моторика и основные умения.
Важным является постижение мира опытным, а не рассудочным путем, поэтому воспитание не рассчитано на развитие интеллекта и на раннее обучение. Также исключаются радио, кино и телевидение как источник слишком сильных впечатлений, оказывающих внушающее воздействие. При этой системе следует отказаться от оценки действий и запретов.
Системы обучения этого выдающегося педагога являются универсальными: они направлены на всестороннее развитие интеллектуальное развитие ребенка. Существует ряд пособий этого автора по обучению чтению, письму, математике, английскому языку для дома и детских садов.
Самой распространенной является его методика обучения чтению. Зайцев предлагает обучать ребенка не буквам и слогам, а складам: согласной с гласной, мягким или твердым знаком, либо одной согласной. Для этого существуют кубики разных цветов, размеров и звучания, чтобы ребенок запоминал не только буквы, но и то, как они произносятся.
Эта система получает широкое распространение в нашей стране в последние годы. Она используется, в первую очередь, для изучения английского языка.
Суть ее заключается в следующем: начиная с самого раннего возраста обучение по многим предметам ведется на английском языке. При этом большое внимание уделяется каждому ребенку, его работе над собой и становлению его характера.
Как правило, такие занятия начинаются в начальной школе, а к средним классам ученики начинают изучать английский язык по Оксфордской методике, а общеобразовательные предметы преподаются в соответствии с государственным стандартом России.
Эта методика направлена, в первую очередь, на развитие объема и качества памяти. Она пока не слишком распространена в нашей стране, но уже имеет своих поклонников.
Система с помощью специальных игр обучает мыслить образами, что позволяет не только удерживать в памяти нужный в жизни объем информации, но и освобождать ее от избыточной, бесполезной. Это позволяет контролировать мыслительный процесс и более полно и продуктивно использовать возможности собственного мозга. Кроме того, значительно улучшается внимание, сокращается время выполнения любых заданий.
Еще одна не слишком распространенная в нашей стране методика, которая, тем не менее, очень популярна во всем мире. Она призвана развивать логическое мышление ребенка, его аналитические способности, учит решать разнообразные логические задачи.
Это комплекс специальных игр, которые не только развивают мышление, но и способствуют быстрому становлению речи. Система подходит и малышам двух-трех лет, и более взрослым ребятам.
Теория этого выдающегося ученого несколько лет назад всколыхнула всю мировую общественность. Он утверждал, что к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%, поэтому очень важно как можно раньше начать работу со своим ребенком.
Основная цель этой теории звучит, как обещание волшебника — предотвратить появление несчастных детей. Важным является то, что из ребенка не лепят гения, а развивают его потенциал, позволяя попробовать себя в разных занятиях не ограничивая и не сковывая его интересов, а лишь ненавязчиво предлагая разнообразные занятия и игры, заинтересовывая его.
Ключевой момент: введение нового опыта своевременно, это может сделать только человек, который проводит с малышом много времени и хорошо знает его склонности и предпочтения. Необходимо доверяться себе и быть последовательными в выборе системы воспитания, вырабатывая свой собственный подход к воспитанию, не кидаясь за модными веяниями. Это непростая методика, поскольку требует очень много времени от родителей, однако результаты стоят того.
Мы рассмотрели самые распространенные у нас в стране методики развития маленьких детей. Вы можете ознакомиться с ними более детально и самостоятельно решить, какая из них больше подходит вам и вашему ребенку, а также правильно выбрать детский сад или другое дошкольное образовательное учреждение. Однако, запомните главное: это не строгие рекомендации, это лишь подсказки, помогающие вам гармонично и грамотно выстроить свой поход к воспитанию. Помните, что не нужно стремиться вырастить из своего ребенка гения, нужно лишь раскрыть его потенциал и помочь реализовать собственные таланты.
ГлавCправ. 2011