Санкт-Петербург

Раздел

Досье по предметам


Мнение преподавателей

Анненкова Александра Михайловна
доцент кафедры физики Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии.

— Особенность ЕГЭ по математике, по моему мнению, в том, что очень большой разрыв в уровне сложности между заданиями типа «В» и типа «С».

Задания части «В» очень легкие, задания части «С» — просто невероятно сложные. Редко какой учитель сможет решить последнее задание из части «С», особенно за время, отведенное на экзамен. Если ребенок раньше никогда не сталкивался с задачами такого типа, то сам придумать решение он не сможет — это такая суровая, олимпиадная задача. Хотя, если посидеть несколько часов, то, в конце концов, все можно решить.

В ЕГЭ должно быть больше заданий для сильных учеников (но не математических гениев!).

Проблема ЕГЭ по математике в том, что там мало представлен материал 10 и 11 классов, в части «В» много заданий по темам 7-8 классов, ко времени экзамена ребята забывают этот материал, задача преподавателей и школы, и подготовительных курсов, освежать его.


Менаженко Татьяна Евгеньевна
почетный работник образования, учитель математики гимназия № 330 Невского р-на.

Как школьнику нужно подходить к подготовке по ЕГЭ?

— К математике нужно начинать готовиться с 5 класса. Если такая возможность была упущена, то самый поздний срок, когда нужно начинать, чтобы успешно сдать ЕГЭ — 10 класс. Если взяться за ЕГЭ в 11 классе, то результаты будут не такие хорошие, как могли бы быть.

Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?

— Сейчас ЕГЭ по математике включает 2 части: часть «В» и часть «С».

Часть «В»: это базовый материал, там надо знать все формулы, которые проходят в школьном курсе, и уметь работать с этими формулами. Больше там ничего знать не надо. Это такая работа, которую сможет осилить любой учащийся, если будет заниматься.

Часть «С»: эта часть требует компетенции учащихся, понимания того, что ученик должен сделать. Потому что она предполагает оценку задания, выбор метода решения и правильно проведенное решение. Все, что учащийся приобрел, обучаясь математике, будет использоваться в этом разделе. Ученик сам выбирает метод решения. Если он его выберет неправильно, то может зайти в тупиковую ситуацию, и с заданием в принципе не справиться. То есть необходимо оценить задание и выбрать метод решения, помимо того, что еще и его решить.

Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано? Есть ли проблемные вопросы, разделы?

— Геометрия. В часть «В» входит достаточно простой геометрический материал, но, судя по всему, он вызывает наибольшие затруднения у ребят. Это элементы тригонометрии, определение стереометрических фигур, вычисления.

Следующая задача, которая вызывает у ребят затруднения — это текстовые задачи. Навык решения таких задач формируется с 5 по 7 класс, и к 11-му они успевают это позабыть. То есть, периодически эти задачи рекомендуется повторять. Виды задач там достаточно разные, их очень много, поэтому надо применять систематический подход, чтобы повторять каждый вид и ничего не упустить.

Ну и достаточно сложными являются последние задания части «В», где надо применить знания по математике к знаниям по физике. Здесь тоже ребята допускают очень много ошибок, потому что не умеют перенести математические знания формулы физического содержания.

Какие учебники Вы считаете оптимальными для подготовки к этому предмету? Формат ЕГЭ «совместим» со всеми учебниками программы средней школы?

— Мы приобретаем для ребят со второго полугодия 11 класса сборники, в которых они могут видеть варианты, аналогичные демонстрационным заданиям ЕГЭ. И по этим вариантам мы работаем. А так, задания и подготовку к ним мы готовим сами. Я сама задания готовлю. Никакими дополнительными учебниками и сборниками мы не пользуемся. Проходим в школе программу по обычному учебнику, перешли на учебник Бортковича, потому что там содержание более приближено к ЕГЭ. Но этого учебника, конечно же, мало, и поэтому приходится готовить большое количество материала дополнительно к этому учебнику. У меня есть достаточное количество наработок, поэтому справляемся.

Необходимы ли в подготовке к ЕГЭ специальные курсы или репетиторы?

— Я считаю, что если ученик хорошо занимается в школе, выполняет все требования учителя, то, в принципе, ему необязательно посещать те курсы, которые есть в институтах. У меня, например, большинство ребят ходили на курсы по другим предметам, по математике ходили мало кто, считали, что им достаточно того, что мы изучаем в школе.

Сейчас модно говорить, что к ЕГЭ «натаскивают», но это возможно только на первые несколько заданий ЕГЭ. Все остальное - это понимание и умение пользоваться теми же самыми формулами. Натаскать на ЕГЭ можно только на оценку «3». Если ученик хочет получить больше, он должен понимать, что делает.

Ваше мнение, ЕГЭ — объективная оценка знаний, полученных учеником за 10 лет в школе?

— Мои наблюдения в течение 2-х лет показали, что на экзамене ребята пишут хуже, чем они могли бы написать. Думаю, это все-таки эмоции, потому что есть и волнение, боязнь сделать ошибку, для них значимость этого экзамена выше — количество баллов уже играют роль при поступлении в вуз.


Смирнова Наталья Вольдемаровна
учитель математики высшей категории, шк. № 287 Адмиралтейского р-на:

Как школьнику нужно подходить к подготовке по ЕГЭ?

— Стандартные школьные учебники вообще не готовят к ЕГЭ. Там даже примеры заданы другим способом. Либо надо КИМы приближать к школьным учебникам, либо наоборот. Недаром убрали часть «А»: мы тратили целый год, чтобы дети поняли, что они должны решить пример, выбрать ответ, перевести его в десятичную форму и записать номер варианта ответа, а не сам ответ... Сейчас, конечно, проще — они находят ответ и вписывают его (часть «В»).

Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?

Часть «В»: главная сложность, с которой сталкиваются ученики — свойства степени. Эта тема начинается в 7-8 классах и повторяется в 9-ом. Дети уверены, что знают ее и относятся несерьезно, а зря. Ведь свойства степени, арифметического корня встречаются в понятиях логарифмов и показательной функции. В ЕГЭ много таких заданий.

Вторая проблема: сложность отдельных подразделов. В первую очередь, это тригонометрия. Сейчас многие не проходят тригонометрию в 9 классе, т.к. ее нет в экзаменах средней школы. И мы фактически начинаем изучать ее в 10 классе. Тема очень сложная, и ребята плохо ориентируются в огромном количестве формул, понятий... Поэтому именно тригонометрию я бы вынесла отдельным курсом на дополнительные занятия. Чтобы получить «4» или «5» по ЕГЭ, надо очень хорошо учиться и уделить этому разделу хотя бы час в неделю весь 11 класс.

Отмечу также задачи. В ЕГЭ есть задачи, которые мы решаем еще в младших классах: про бассейн, на работу, на движение... А в старших классах больше заданий решается с помощью систем уравнений. «Простые» задачи тоже нужно вспомнить.

Часть «С». Я считаю, что решить задания этого типа на «5» тому, кто не учится в специальной математической школе, невозможно. Нашим отличникам, возможно, удастся правильно решить задания С1, но начиная с С3 это нереально. Никто этого не скрывает, и даже составители признают: не каждый учитель математики сможет решить, к примеру, задания С6. Что тут говорить про детей? Однозначно нужна специальная подготовка.

Одни из самых сложных с разделе «С» — геометрические задачи, задачи на объем, т.е. стереометрия. Нужно не только сделать правильный чертеж, но и увидеть фигуру, иметь объемное воображение. Причем важно представить, как ее перевернуть, перестроить, чтобы решить задачу. Например, иногда фигуру нужно положить с основания на боковую грань, чтобы увидеть, как опускается перпендикуляр.

Но самые сложные задания (С5-С6) это задания на выборку чисел. Допустим, нужно найти все числа или пару чисел, которые удовлетворяют решению первого или второго уравнения. Одно из них тригонометрическое, другое — логарифмическое. Такие задачи касаются теории множеств, которую дети не проходили до недавнего времени.

Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано? Есть ли проблемные вопросы, разделы?

— Большая часть ошибок, конечно, — арифметические. Наша беда, что все дети привыкли к калькулятору. А на экзамене пользоваться им нельзя. Вот и оказывается, что к 9-10 классу дети не умеют считать ни устно, ни столбиком, не умеют даже умножать... По-моему, калькулятор нужно просто изымать при входе в школу.

Какие нюансы сделают ответ полнее, то есть дадут дополнительный балл при прочих равных условиях по вашему предмету?

— Математика — наука точная. Если ребенок понимает, что он делает и зачем, он это решает. Задача может быть решена или правильно, или неправильно, без вариантов. Результаты проверяют два учителя: если сошлись ответы — хорошо, если нет, проверяет третий учитель и выносит окончательные баллы. К сожалению, у нас нет возможности «поощрить» ученика. Иногда чувствуется, что ребенок знает, хорошая работа. Но нет: там что-то забыто, пропущено — и балл снимается.

Как Вы настраиваете своих учеников, чтобы атмосфера волнения не снизила количество правильных ответов?

— «Любой экзамен — это лотерея. Поэтому идем и надеемся не только на себя, но и на счастливый случай!» Самое главное — не бояться. Когда они начинают переживать, нервничать, они теряются.

Какие учебники Вы считаете оптимальными для подготовки к этому предмету? Формат ЕГЭ «совместим» со всеми учебниками программы средней школы или нет?

— Ни один учебник из тех, которыми мы сейчас в школе пользуемся, непригоден для подготовки к ЕГЭ. Помогут специальные пособия, но они не входят в школьную программу. Это сборники ЕГЭ разных лет, начиная с 2002 года и т.д. В них задания не только даны как тест, но и разбиты по темам, которые рассматриваются в ЕГЭ: не только алгебра, но и геометрия.

Также я бы посоветовала взять хороший справочник по математике, где есть все формулы. Лучше, если задания будут поделены на разделы: логарифмическая функция, показательная функция, тригонометрическая... и решайте, пользуясь этими пособиями. А по геометрии есть хорошая книга, где собрана вся геометрия от начала до конца с примерами решения задач: В.С. Крамор «Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии». Благодаря этому учебнику обучиться геометрии можно даже самостоятельно.

Необходимы ли в подготовке к ЕГЭ специальные курсы или репетиторы?

— К ЕГЭ нужно готовиться отдельным курсом, независимо от обучения в школе. В 10 классе начинается повторение школьной программы по алгебре с 8 класса: действительные числа, рациональные, дроби, корни... вот если это хорошо повторить и отдельно заниматься отдельными примерами из сборников по ЕГЭ, можно подготовиться. Но экзамен по математике основан не только на курсе алгебры, но и геометрии, причем в очень сложной форме. Фактически, знания по геометрии надо «поднимать» с 7 класса. Только так вы будете готовы к решению геометрических задач на ЕГЭ. В обычной школе нет времени и возможностей на решение сложных задач.

Ваше мнение, ЕГЭ — объективная оценка знаний, полученных учеником за 10 лет в школе?

— Я так не думаю. Но и то, что было в школах до этого, — тем более не объективно. Наверное, стоит дать учителю какую-то волю при проверке ЕГЭ, чтобы и в неправильном ответе увидеть детские порывы. Очень хочется иногда поощрить ребенка, а нельзя.

Полезная информация?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011