Санкт-Петербург

Раздел

Досье по предметам


Мнение преподавателей

Кулыгина Светлана Митрофановна
учитель географии, шк. № 287 Адмиралтейского района:

Как школьнику нужно подходить к подготовке по ЕГЭ?

В принципе, наши ученики готовятся к ЕГЭ прямо на уроках. Ведь в едином экзамене сверх школьной программы ничего особого нет. Нужно просто хорошо учиться в школе, готовиться к урокам, повторять то, что было пройдено в предыдущие годы, начиная с 6-7 классов. Если подготовка систематическая, то экзамен не будет представлять особого труда. Как правило, требуется знание географической карты, номенклатуры, понимание процессов, которые происходят в природе, умение делать выводы, строить логические связи... Редко когда появляются задачи, которые мы не решали.

Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?

Часть «А». Можно, конечно, и все знать... Но если что-то пропустил, не знаешь, есть возможность дойти до правильного ответа логически, сопоставив какие-то факты. Я всегда говорю: «Подумай и сначала отбрось лишнее — то, что явно не подходит». Иногда на уроках в качестве домашнего задания мы учим ребят самих составлять похожие тесты. Тогда они узнают, как построен тест, в чем заключается хитрость. Ведь как составляются тесты: два ответа заведомо неправильные, а два — близкие. Вот из этих и нужно выбрать правильный. Еще мы учим: не знаешь ответ на этот вопрос — перейди к следующему, чтобы сэкономить время. Останется время, вернешься к нему.

Часть «В». Постарайся не делать ошибок. Часто у ребят встречаются орфографические ошибки, хотя при проверке ЕГЭ они редко учитываются. Важнее точно указать термин и дать правильное обоснование. К сожалению, проблема школ сейчас в том, что дети мало говорят на уроках. К примеру, правильный географический язык практически не развит из-за того, что времени на это всегда не хватает. Основы и понятия закладываются в первые годы изучения географии, обратите на это внимание.

«Вспомни все, что знаешь». Одна из самых «проблемных» тем для школьников — экономическая география, где очень много названий городов, экономических районов, различных производств... Курс проходят в 9 классе, и многие недооценивают его важность.

Часть «С». Больше индивидуальных занятий. В этом разделе много сложных задач, которые требуют больше знаний, чем дается на курсе предмета. Возьмем ту же экономическую географию: нужно объяснить, почему именно в этом месте размещено производство, дать предпосылки и сделать выводы.

Вопросы по топографической карте. Нужно иметь определенные навыки: измерять расстояния, определить азимут, уметь читать карту и делать по ней выводы. Например, где удобнее всего разместить футбольное поле, чтобы на поверхности не было уклона. Это изучается еще в 6 классе, и многие к 11 классу забывают элементарные понятия.

Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано? Есть ли проблемные вопросы, разделы?

— Много ошибок встречается при решении задач. В экономической географии мира (10 класс) есть вопросы по населению. Там нужно определить естественный и миграционный прирост, используя статистические данные. Очень многие дети делают ошибки в математических расчетах, особенно сложно решаются задачи, где ответ со знаком минус. Почему-то ребята считают, что в географии математические правила не нужно соблюдать. Существует естественная убыль или прибыль населения — минус или плюс.

Какие нюансы сделают ответ полнее, то есть дадут дополнительный балл при прочих равных условиях по вашему предмету?

— Таких нюансов нет. Учитывается только точность ответа. Можно написать одно предложение, а можно «налить воды» на целый лист. От объема ничего зависеть не будет. Повторяю, главное при решении: математический расчет и четкое обоснование.

Как Вы настраиваете своих учеников, чтобы атмосфера волнения не снизила количество правильных ответов?

— Говорю: «Ничего страшного, вы все знаете». Должна быть своего рода психологическая установка. Когда дети работают по вопросам уже не первый год и все знают, почему они должны бояться?

Какие учебники Вы считаете оптимальными для подготовки к этому предмету? Формат ЕГЭ «совместим» со всеми учебниками программы средней школы или нет?

— Сейчас мы начинаем подготовку с 6 класса, используя специальные пособия. Есть хорошая серия тетрадей «Сферы» (издательство «Просвещение»), которые как раз соответствуют формату ЕГЭ. Это учебник и целый комплекс приложений к нему: тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор... Их я использую на уроках, когда проверяю знания детей. Ребята привыкают к выполнению тестовых заданий, задач более сложного плана, и не боятся решать сами.

Также мы пользуемся пособиями серии «Полярная звезда». Но старые учебники, конечно, совершенно не подходят для подготовки к ЕГЭ.

Необходимы ли в подготовке к ЕГЭ специальные курсы или репетиторы?

— Думаю, да, прежде всего, для повторения программы средних классов. География — предмет, который каждый год повторяется, поэтапно усложняясь.

Ваше мнение, ЕГЭ — объективная оценка знаний, полученных учеником за 10 лет в школе?

— Нет, т.к. в нем невозможно оценить творческое начало, индивидуальность ребенка. Нужны дополнительные испытания. Но и традиционные экзамены тоже сложно назвать объективными. По крайней мере, ЕГЭ дал возможность школьникам из сельской местности поступать в столичные вузы. И студенты, приехавшие из села, в общем, хорошо учатся, оправдывают свои баллы.


Хрущев Сергей Андреевич,
доцент факультета географии и геоэкологии СПбГУ. Эксперт ЕГЭ.

Как школьнику нужно подходить к подготовке по ЕГЭ?

— Трудно дать универсальный ответ. Разные разделы ЕГЭ требуют разного подхода.

Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?

Часть «А» — это последовательная (в рамках предпочтений ФИПИ) зубрежка географической номенклатуры по физической и социально-экономической географии. Ошибка здесь одна и она универсальна — незнание номенклатуры. Однако по теории вероятности случайный выбор ответов может быть правильным на 25%, поэтому варианты ответов надо расширять.

Часть «B» — задания с кратким свободным ответом. Особую методическую сложность здесь имеет необходимость знания региональной географии РФ и мирового страноведения, которые сложно формализовать.

Часть «С» — задания с развернутым свободным ответом. Здесь требуется индивидуальная работа для раскрытия алгоритмов заданий, а также определенное знание географических закономерностей. Это наиболее субъективная часть, т.к. зависит не от реальных географических закономерностей, а от «личных мнений и предпочтений» сотрудников ФИПИ. Достаточно вспомнить, что во время прохождения курсов повышения квалификации «Профессиональная педагогическая компетентность эксперта ЕГЭ по географии» в 2009 году при решении задачи о размещении зоны отдыха по карте все обучающиеся (учителя школ, преподаватели вузов СПб) единодушно дали правильный по сути, но «неправильный» (с точки зрения ФИПИ) ответ. В 2009 году я проверил 118 работ части «С», и лишь в одной оценка была эквивалентна «4», а доминировали «0» или «–».

Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано? Есть ли проблемные вопросы, разделы?

— В 2009 году эксперты ЕГЭ по СПб высказывали многочисленные конкретные замечания по содержательной части КИМов. Нет смысла перечислять многочисленные «ляпы» и «некорректности» в тестовых КИМах, навскидку вспомню лишь такие пассажи (из части «B»):

1. «... Это один из городов-миллионеров Сибири…» — речь идет о Красноярске, где никогда более 914 тыс. человек не наблюдалось;

2. «Четыре из перечисленных страны надо ранжировать по уровню смертности»: две из них были очевидны, но вот как школьнику правильно определить, где выше смертность в Японии или в Германии, без помощи демографического справочника трудно представить.

В целом, в части «B» есть задания с неочевидными правильными ответами даже для специалистов в данной области, есть ошибочные формулировки, есть задания, вводящие в заблуждение, когда формулировка подразумевает очевидным один ответ, а ответ ФИПИ совсем другой (можно вспомнить вопрос по Саратову, хотя была дана «классическая» характеристика по Воронежу).

В части «С» «ляпы» аналогичны и связаны либо с неправильной формулировкой, либо с субъективностью ответов.

Рассмотрим Добровольное тренировочное тестирование по географии 2010 года. В задании «С» надо было определить величину миграционного прироста (убыли) Новосибирской области в 2007 году. В качестве исходных данных были даны: естественный прирост населения за 2007 год (что правильно), и среднегодовая численность населения области за 2007 и 2008 годы (что не правильно). В действительности, необходимо было дать численность населения на 1 января 2007 и 2008 гг., их разница с учетом величины естественного прироста и дала бы величину миграционного прироста. Сложив население на 1 января 2007 и 1 января 2008 гг. и поделив на 2, абитуриент получит среднегодовую численность населения, которая и станет знаменателем при определении миграционного прироста за 2007 год в %. По данному заданию складывается впечатление, что в ФИПИ работают «демографически дремучие» люди.

В каждом варианте есть реальные «подводные камни», которые не дают возможности даже очень подготовленным ученикам получить оценку 100 (или 95 и выше) баллов. Так, ваш покорный слуга никогда не набирал более 95 баллов; в 2009 году по нашей просьбе все победители Всероссийской олимпиады школьников от СПб (11 класс) сдали ЕГЭ по географии, и никто из них не получил оценку выше 87 баллов. Поэтому большинство 100 бальных экземпляров, видимо, принадлежат тем, кто уже знает ответы. Я бы рекомендовал повторно и независимо от ФИПИ тестировать всех 95-100 балльных «гениев» на реальную адекватность их знаний.

Какие нюансы сделают ответ полнее, то есть дадут дополнительный балл при прочих равных условиях по вашему предмету?

— Часть «А» и «B» проверяется компьютером. Для части «С» эксперты проверяют работы согласно «Критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом», сформулированных ФИПИ. Никакие импровизации здесь не уместны и не одобряются.

Как Вы настраиваете своих учеников, чтобы атмосфера волнения не снизила количество правильных ответов?

— Только отличная подготовка сделает процедуру ЕГЭ спокойной, что я всегда указываю слушателям курсов. Все прочие случаи находятся в компетенции психотерапевтов и священников.

Какие учебники Вы считаете оптимальными для подготовки к этому предмету? Формат ЕГЭ «совместим» со всеми учебниками программы средней школы?

— Формально задания ЕГЭ находятся в методических и содержательных рамках школьного курса географии за 7-10 классы. Главная проблема, что в большинстве школ нет географии в 11 классе, что «выветривает» знания школьников и делает все менее популярным сдачу ЕГЭ по географии.

Кроме того, школьные учебники написаны для традиционного познания географии, а не натаскивания на задания ФИПИ. Получается, что лишь через «реальные» КИМы ЕГЭ, генерируемые ФИПИ, можно как-то обучить («натаскать») школьника к его дуэли с компъютером и группой экспертов ЕГЭ, зашоренных «Критериями оценивания выполнения заданий с развернутым ответом».

Необходимы ли в подготовке к ЕГЭ специальные курсы или репетиторы?

— Можно вспомнить высказывание: «Важен не Шекспир, а комментарии к нему». Реально необходим профессиональный комментарий к заданиям и алгоритмы их решения. Основная работа школьника должна быть дома — с картами, атласами, справочными материалами и с зубрежкой номенклатуры, которую ни один репетитор, ни эксперт ЕГЭ за своих подопечных не выучит.

Ваше мнение, ЕГЭ — объективная оценка знаний, полученных учеником за 10 лет в школе?

— В нынешнем формате — нет. Конечно, сейчас географию в школе преподают не 10 -11 лет, но за рамками ЕГЭ остается огромный пласт географии, связанный со знанием географических закономерностей, географических комплексов (как природных, так и экономических), ее содержательной частью.

Полезная информация?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011