03.12.2014
Праздновать Новый год зимой и с елкой в нашей стране начали с легкой руки Петра Первого, по приказу которого нужно было «перестать дурить головы людям и считать новый год с первого генваря». Также требовалось в честь Нового года «учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор». Не случайно в царском приказе упоминались дети, ведь именно им предстояло впоследствии стать полноценными представителями новой страны, которую в те дни создавал великий самодержец.
В Советском Союзе в 1920 году власти поначалу запретили Новый год. Этот полюбившийся детьми и взрослыми праздник был назван буржуйским, религиозным и при этом провоцирующим людей на пьянство. Трудно себе представить, что первое января было рабочим днем, а за наряженную елку можно было дорого поплатиться. Но искоренить традицию празднования не удалось. Начиная с середины тридцатых на улицах страны снова официально появились нарядные елки, а на производствах начали выпускать елочные новогодние игрушки.
И, конечно же, вспомнили о детях. Праздник вошел даже в школы и детские сады. Но теперь никто не называл его религиозным, наоборот, Новый год стали использовать для воспитания советского гражданина. Интересно взглянуть на своеобразный «учебник» для педагогов по организации новогоднего праздника – «Елка: сборник статей и материалов». Он издан в 1937 году и благодаря Президентской библиотеке в оцифрованном виде доступен всем на ее сайте.
«Елка быстро вошла в быт и стала ярким праздником для нашей детворы», – говорится в книге. По словам автора, первые елки (в 1935 году) были устроены почти экспромтом, в 1936 году они были более подготовлены. Однако многие педагоги заметили, что во второй раз праздник прошел хуже – дети насмотрелись на зеленые деревца в магазинах, а некоторые успевали побывать на десятках «елок».
Авторы книги считают, что невозможно и не нужно давать методические рецепты, особенно по таким вопросам, как проведение елки. «Праздник елки – это своего рода художественное действие. В зависимости от возраста ребят, от обстановки, от средств, от количества детей могут быть устроены различные елки. Важно, чтобы детям было весело, празднично, чтобы они могли вдоволь налюбоваться, порадоваться, повеселиться».
Елка требует богатства и разнообразия предметов. В книге говорится: «Недопустимым, старым и чуждым ассортиментом являются религиозные образы. Этого на нашей елке дети не увидят». Автор рекомендует украшать елку образами «близкой современной тематики». Рассказывается, что в Комитет игрушки был представлен набор новых елочных украшений: «метро, Днепрогэс, светофор, нефтяной фонтан». «Для ребенка, – пишет автор, – будет приятно видеть на елке эти предметы».
«Для детей школьного возраста, для пионеров вполне целесообразно, если они сами украшают елку», – отмечают авторы. Само по себе это занятие доступное, развивает художественный вкус. Дети всегда охотно делают елочные игрушки и рады увидеть их на елке. Важно лишь дать такие изделия и такой материал, чтобы эти простейшие украшения были достаточно нарядными и изящными.
Авторы книги рекомендуют тщательно продумывать концертно-развлекательную программу праздника. В противном случае возможны неприятные неожиданности. Например, «в детском саду на елке у 3–4-леток торжественно вошел Дед Мороз с палкой, запел песню «Не ветер бушует над бором» (из Некрасова) – шесть ребят расплакались». И подарка никто не хотел брать. Музыкальному сопровождению уделяется много внимания. А его высокий эстетический уровень может служить примером для современных организаторов праздников: для шага можно выбрать марш «Милитер» Шуберта, для бега очень хорош отрывок из «Юморески» Шумана, для прыжка – один из шести этюдов Паганини.
«Сама елка для дошкольников – достаточно богатое зрелище, и главным образом вокруг елки надо развернуть детский праздник, чтобы дети чувствовали себя свободно, радостно, легко», – советуют авторы издания.
В книге собраны рекомендации по изготовлению елочных игрушек на производстве и вручную, вместе с детьми. Иллюстрации служат настоящей энциклопедией советской елочной игрушки. А те, кто застал советские елки, непременно увидят на фотографиях знакомые предметы и персонажей, которые когда-то казались волшебными, – ватных снеговиков и дедов морозов, бумажные гирлянды, штампованные игрушки из фольги и целлофана. Также в книге можно найти конкретные сценарии праздников, которые проводились в школах и Доме Союзов. Многое из находок того времени взрослые используют и поныне, а слова автора одной из статей книги, что «новогодняя елка должна быть праздником радостного и счастливого детства», актуальны во все времена. И особенно важно, чтобы «на празднике было предусмотрено угощение для детей и раздача подарков».
Президентская библиотека, насчитывающая более 350 тысяч единиц хранения, продолжает оцифровку интересных и малодоступных книг, отражающих историю России. В преддверии Нового года особое внимание уделяется раритетным изданиям о новогодних праздниках, балах и маскарадах.
Источник: пресс-служба Президентской библиотеки
ГлавCправ. 2014