Санкт-Петербург

Раздел Дополнительное образование для самых маленьких

Статьи

08.07.2016

Задачи развития дошкольников от трех до пяти лет

Считается, что за этот период ребенок впитывает и осваивает больше, чем за все последующие годы. За два года он проходит большой путь в овладении речью, совершенствуется работа его опорно-двигательного аппарата, мелкая моторика. Идет мощная дифференциация клеток коры головного мозга. Что делать родителям? 


Считается, что за этот период ребенок впитывает и осваивает больше, чем за все последующие годы. За два года он проходит большой путь в овладении речью, совершенствуется работа его опорно-двигательного аппарата, мелкая моторика. Идет мощная дифференциация клеток коры головного мозга. 

Что делать родителям?

  • Продолжаем формировать речь, особенно обращая внимание на употребление прилагательных, глаголов, предлогов
  • Организовать среду для сюжетно-ролевой игры (поощряя тем самым социальное развитие)
  • Предоставить возможность общаться со сверстниками и помогать налаживать с ними контакт
  • Радоваться, что ребенок растет и ему все меньше нужна Ваша опека и помощь, но необходимы поддержка, одобрение и похвала
  • Находить время и силы отвечать на многочисленные детские «почему» просто и доступно (тем самым поощряя любознательность и инициативу ребенка)
  • Предоставлять возможность для развития творческого мышления (обучать различным техникам рисования, лепки из различных материалов, аппликациям и т.д.)

Считается, что за этот период ребенок впитывает и осваивает больше, чем за все последующие годы. За два года он проходит большой путь в овладении речью, совершенствуется работа его опорно-двигательного аппарата, мелкая моторика. Идет мощная дифференциация клеток коры головного мозга. 
Развитие речи в этот период особенно важно, поскольку именно она пронизывает все психическое развитие ребенка. Речь выступает как инструмент общения и является условием для развития познавательной деятельности и личности ребенка. 
Именно с трех лет ребенок начинает интересоваться совместной игрой со сверстниками, и в этом случае речь выступает как механизм социализации. Помимо накопления словарного запаса, тренировки отдельных звуков, обогащения речи глаголами, прилагательными и предлогами, необходимо целенаправленно развивать контекстную (пересказ) и объяснительную речь. 
Попросите ребенка рассказать Вам, что происходило в мультике, который Вы не успели посмотреть или сказку, которую вы забыли. Старайтесь  не оставлять без внимания детские вопросы, объясняйте ребенку те или иные явления, а также просите его объяснять, например, поступки героев мультика или свои действия.

Ближе к трем годам ребенок начинает проявлять свою самостоятельность, стремится сделать все по своему, готов отделяться от мамы, выражая большой интерес к игре со сверстниками. Не случайно большинство детей начинают ходить в детский сад именно в этом возрасте.  Важно помнить, что у них практически нет опыта, как взаимодействовать со сверстниками, как вместе играть и во что. И задача взрослого – помочь ребенку этот опыт приобрести. Старайтесь организовать среду для взаимодействия с друзьями, мягко сопровождайте и учите малыша, как знакомиться, предлагать игры, как играть вместе, делиться игрушками, просить поделиться в ответ, ждать своей очереди. Это очень важные социальные навыки, которые ребенок может приобрести при чутком участии взрослого. Позже, с четырех - ближе к пяти годам, совместная игра детей становится очень разнообразной и все более сложной. Расширяется ролевой репертуар, сюжеты становятся насыщенней. Сложнее становятся и отношения друг с другом: появляются любимые друзья, «недруги», они отмечают положительное и отрицательное поведение сверстников, оценивают других.

Игра становится ведущим типом деятельности – именно в ней происходит познание, развитие, обучение, именно она выступает как мотивирующий фактор. Важно учить ребенка играть – показывать, как действовать с игрушкой, расширять возможности ее применения. Самостоятельная игра ребенка может остаться очень скудной. Появляется сюжетно-ролевая игра, сначала в простых повторяющихся действиях, которые затем все больше насыщаются сюжетами. Помогайте малышу, привносите в игру новые сюжеты – вот машинка проехала круг, кукла попросила ее прокатить, потом она захотела кушать – готовим для нее обед, укладываем спать.

В это время ребенок смело экспериментирует с личностными границами: как много он может требовать от родителей, как далеко заходить в своих желаниях, что ему будет за невыполнение инструкций взрослого. Важно, чтобы границы, нормы и правила были в жизни ребенка, чтобы он знал, что есть взрослые, способные его ограничивать и защищать. Однако, необходимо соблюдать баланс и стараться прислушиваться к ребенку, показывать ему, что его потребности и мнение важно для взрослых и они готовы его учитывать. Позволяйте малышу проявлять инициативу, самостоятельность, активность в познании окружающего мира. 

Также стоит помнить о личном примере, модели поведения, которую ребенок в этом возрасте копирует абсолютно. Отслеживайте, что Вы делаете, что говорите, с какой интонацией, как общаетесь не только с ребенком, но и с другими членами семьи, друзьями, окружающими. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был вежливым и говорил «волшебные» слова, то и Вы должны обязательно здороваться при встрече, говорить «до свидания» при прощании, не забывать благодарить (и ребенка тоже) и т.д. Такое же правило касается и каких-то навыков, которым мы хотим ребенка обучить – в первую очередь мы должны сами делать так, как надо всегда, ну или почти всегда! Если Вы хотите, чтобы ребенок убирал за собой игрушки, всегда прибирайте свои вещи! 

Мелкая моторика ребенка активно развивается, набирает обороты и творческое мышление (воображение, фантазия, представление). Вместе с малышом можно получать большое удовольствие от рисования различными способами (кисточкой, пальчиками, ватной палочкой, карандашами, мелками и т.д.) и различными материалами, лепки из пластилина, воска, глины, делая небольшие поделки из природных материалов, аппликаций. Занимаясь подобными делами, Вы развиваете ребенка сразу в нескольких направлениях: творческое мышление, мелкая моторика, саморегуляция, свобода самовыражения, расширение словарного словаря, укрепляете самооценку, и, что наиболее важно, поддерживаете с ребенком теплые, эмоциональные взаимоотношения.


Анна Фувенлян, психолог-консультант,НОУ ДО «Архитектура Будущего».

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011