Санкт-Петербург

Раздел Дополнительное образование для самых маленьких

Статьи

25.02.2013

В каждом возрасте свои умения

Дети развиваются по-разному. Кто-то делает уверенные шаги уже в 9 месяцев. А другой начинает говорить только в 3 года. Стандартов нет. Однако существуют некоторые ориентиры, на которые можно опираться родителям при достижении их чадами очередного успеха.


В 1 год

Ребенок активно исследует территорию квартиры. Ему интересны все шкафы, тумбочки, ящики, банки, пакеты и коробки. В это время малыш охотно следит за действиями взрослого и пытается их повторять.

К году ребенок уже многое освоил. Возрос запас понимаемых им слов. Он знает названия всех окружающих его предметов, игрушек, одежды. Безошибочно показывает называемые части тела, лица. Произносит первые 8–10 слов.

Малыш уже способен чутко улавливать интонацию речи взрослых. У него появляются зачатки умения обобщать. Например, словом «ляля» он называет не только свою куклу, но и встреченную на улице в коляске девочку либо изображение на картинке маленького ребенка или куклы. Способность к обобщению свидетельствует о новой ступени развития.

Годовалый ребенок воспринимает простые мелодии, у него закладывается чувство ритма. Желательно ежедневно хотя бы на короткое время устраивать музыкальные паузы в двигательной деятельности ребенка, используя для этого детские пластинки или магнитофонные записи. Это поможет оформлению у него музыкального вкуса.

Усложняется эмоциональная сфера малыша. К году он может плакать от сочувствия к другому обиженному и плачущему ребенку и сам страдает от обиды, когда его не принимают в общую игру старшие дети.

Годовалый малыш начинает проявлять интерес к другим детям, особенно старшим. Его интересует совместная со взрослыми деятельность, участие в их делах. Он протягивает ручки, ножки при одевании и раздевании, вытягивает шею при умывании, чистит нос в подставленный носовой платок, все чаще во время еды использует по назначению ложку, самостоятельно пьет из чашки.

Он легко обучаем, т. е. запоминает названия предметов, разученные действия, имена близких взрослых и детей. Любит наблюдать через окно за движением транспорта, людей. Обожает животных, тянется к ним, не сознавая опасности. Все ему хочется пощупать, узнать.

В 2 года

Словарный запас ребенка расширился до 200-300 слов. Он использует предложения из двух-трех слов в разговоре со взрослыми и детьми. Облегченные слова заменяет правильными. Начинает употреблять прилагательные и местоимения. Может называть себя в третьем лице. Задает вопросы. Называет предметы на картинке. Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.

Малыш обычно эмоционально уравновешен в течение дня. Становится недовольным и может отказаться от действий при неудачной попытке. Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем. Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого. Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми. Плачет при уходе мамы или при обиде. Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.

С точки зрения познавательного развития двухлетний малыш уже легко собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец. Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия на доске. Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет. По образцу находит предмет того же цвета. Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов (тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).

Ребенок в состоянии преодолеть препятствия, чередуя шаг. Он свободно поднимается и спускается по лестнице, подпрыгивает. Меняет темп движения: ходьбу на бег. Удерживает мяч одной или двумя руками. Ловит мяч с близкого расстояния.

В быту он уже следит за многими своими действиями. Ест аккуратно, не роняя пищу. При умывании трет ладони, часть лица. Вытирается с помощью взрослого. С небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь. Контролирует физиологические потребности.

В 3 года

К трем годам ребенок усваивает, что нельзя ходить по полу в колготках, забираться в кресло или на диван в обуви. Вернувшись с прогулки, он вытирает у входа в квартиру ноги, в прихожей просит помочь ему снять обувь.

Трехлетний ребенок в определенной мере овладел тонкими движениями пальцев, способен рисовать фломастерами, красками, карандашами, лепить несложные фигурки из глины и пластилина.

Владение речью — одно из главных его приобретений. Малыш может выражать свое желание, просьбу в вежливой форме, спокойным тоном, употребляя слово «пожалуйста».

Укладываясь спать, ребенок знает порядок раздевания, может сам расстегнуть спереди пуговицы, аккуратно складывать снятую одежду, класть ее на отведенное для этого место, забираться в кровать.

В три года у ребенка появляется уверенность в своих силах, он способен преодолеть страх, проявляет сообразительность, настойчивость. Ему доступно и эстетическое удовольствие, вызванное красивой вещью, картиной, цветами или музыкой.

В 4-5 лет

Ребенок довольно уверенно бегает, ловко перепрыгивает через ямки и канавки. С ним уже можно поиграть в догонялки — он может уворачиваться от вас на бегу, делать броски вправо и влево.

У четырёхлетнего малыша ещё не вполне развито чувство равновесия — он не очень уверенно пройдёт, допустим, по узкой скамейке или мостику. Для тренировки можно положить на землю верёвку и пусть ребёнок в качестве игры ходит по ней. Но в 5 лет большинство детей по узкому мостику пройдёт спокойно.

Малыши уже неплохо прыгают, могут на лестнице перепрыгивать через ступеньку. Начинают осваивать скакалку. Если дома есть шведская стенка — детям очень нравится по ней лазить. А ещё они любят кувыркаться дома на ковре или на траве летом.

В 4 года дети понимают не только смысл слов, но и нюансы интонации — иронию, обиду, скрытое недовольство. Они практически не путают женский род с мужским, единственное число с множественным, но могут завтрак назвать ужином или перепутать понятия «вчера» и «завтра». К пяти годам путаница в понятиях исчезает.

Малыш может разделять предметы на группы по какому-нибудь признаку и назвать лишний из ряда предметов.

Дети в этом возрасте предпочитают играть в компании, популярны игры по ролям: лётчик — пассажир, продавец — покупатель.

Хорошо развивается память: ребёнок может выучить довольно большое стихотворение, а в пять лет уже способен изучать языки.

Фото с сайта supermams.ru


Источники: baby2000.ru, www.klintsy.ru, perviyrebenok.ru.

ГлавCправ. 2013

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011