Одним из существенных вопросов является совершенствование системы среднего профессионального образования на период до 2020 года. Наша цель – создать современную, эффективную систему профессионального образования, которая ориентирована на запросы предприятий, способна удовлетворять потребности нашей экономики.
Сегодня тот комплекс мер, который разработало Минобрнауки, включает в себя три стратегических направления.
Во-первых, нам нужно добиться, чтобы квалификация выпускников колледжей чётко соответствовала требованиям современной экономики, отвечала потребностям работодателей. Поэтому образовательная подготовка должна вестись с опорой на лучшие мировые практики и передовые технологии. Комплекс мер, в частности, предполагает создание списка востребованных специальностей с выделением 50 наиболее приоритетных, наиболее нужных для нашей экономики.»
Президент РФ В.В. Путин. Совещание по вопросу развития системы среднего профессионального образования 6 марта 2018 г.
«Обновление всей системы образования, внедрение передовых подходов к подготовке рабочих, инженеров, является одним из ключевых, базовых для технологического, экономического прорыва страны, повышения качества жизни и реальных доходов граждан.
За последние 17 лет бюджетные вложения в совершенствование системы среднего профобразования увеличились в реальном выражении почти в два раза, в номинальном – в девять раз.
Вместе с предприятиями сделан значительный шаг вперёд в развитии дуального образования. Бизнес всё чаще берёт под своё начало колледжи и техникумы, активно участвует в проведении чемпионатов по рабочим профессиям по стандартам WorldSkills.
Появляются новые технологии и профессии; уже изменилось и будет меняться дальше само содержание труда рабочего: сегодня он, по сути, инженер, человек с инженерными знаниями как минимум, с инженерной квалификацией, способный управлять сложными техническими устройствами, обладающий современными знаниями и компетенциями, в том числе в таких сложнейших отраслях, как цифровая экономика.
При модернизации системы профессионального образования нужно обязательно учитывать стратегию регионального развития, инвестиционные проекты, которые планируются к реализации в регионах и в целом в стране».
Т. А. Голикова, заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики. Заседание Совета Правительства 2019 г.
«В последние годы активно повышается значимость и востребованность у регионального сектора экономики специалистов со средним профессиональным образованием. В 2018 году около 53 процентов выпускников школ продолжили обучение в колледжах. В рамках нацпроекта мы обеспечиваем самое большое за 20 лет обновление материально технической базы. Подведены итоги конкурса, и гранты в 2019 году будут предоставлены 145 профессионально техническим организациям.
Наиболее популярным направлением в сфере среднего профессионального образования являются информационно коммуникационные технологии.
Востребованность профессионального образования в последние годы растёт. Количество студентов, сдавших демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills, за I квартал увеличилось с 44 до 51 тысячи человек. Количество организаций, которые могут предоставить возможности сдачи такого демонстрационного экзамена, возросло с 44 до 223 организаций».
11 сентября 2015 года в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации прошло совещание по вопросу отбора промышленных кластеров в соответствии с Постановлением Правительства от 31.07.2015 №779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров». На совещании кластеры должны были представить краткое описание функциональной карты и управленческой схемы, а также совместных проектов участников кластера в составе программы развития кластера.
В данном разделе мы распределили укрупненные направления обучения СПО по кластерам Санкт-Петербурга и Ленобласти.
В анкетах с описанием профессий мы приводим список средних профессиональных учебных заведений, расположенных в данном регионе и дающих образование по данному направлению.
Высшее образование (ВПО) ориентировано на общую экономику страны и готовит специалистов для всех уголков страны, среднее профессиональное образование (СПО) имеет региональную ориентацию и призвано обеспечить специалистами среднего звена те отрасли, которые особенно развиты или развиваются в регионе.
То, к чему высшее образование подходит только сейчас – формировать контрольные цифры приема в вузы в соответствии с запросами конкретных отраслей и предприятий - в среднем профессиональном образовании уже сделано.
Предприятия-партнеры формируют заказ: сколько специалистов и по каким направлениям обучения им требуется. В соответствии с этим предоставляются места для производственной практики студентов колледжей, оказывается помощь в оборудовании учебно-производственных аудиторий средне-профессиональных учебных заведений, а по окончании обучения выпускники трудоустраиваются на производство.
Региональная экономика в различных краях и областях России формируется по-разному. Санкт-Петербург и Ленобласть - регион, где осуществлен пилотный проект ранжирования экономики по кластерам.
Кластерная стратегия Санкт-Петербурга позволяет максимально полно использовать отраслевой, технологический, инновационный, человеческий, финансовый и административный потенциал региона и привлекать новые инвестиции. А создание эффективного информационного взаимодействия участников кластеров, органов государственной власти, учреждений образования и науки определяет ее эффективность.
Есть несколько отраслей экономики региона, которые существуют и успешно работают в регионе, но не сложились в кластер. Такие укрупненные направления обучения мы приводим отдельно.
Полный каталог специальностей и направлений СПО смотрите здесь