04.04.2012
Доклад председателя Комитета по науке и высшей школе Андрея Станиславовича Максимова «Система профессионального образования Санкт-Петербурга: курс на модернизацию» на пленарном заседании в рамках Санкт-Петербургского образовательного форума-2012.
«В своем докладе, кроме стратегических целей, я хочу показать цеховой материал, подготовленный для того, чтобы мы имели представление о профессиональном образовании Санкт-Петербурга, о возможности участия в подготовке инженерно-технических кадров.
Одним из наиболее важных является вопрос кадрового обеспечения экономики Санкт-Петербурга, ее модернизации и технологического развития. Прежде всего, это касается ведущих отраслей экономики.
В настоящее время система профессионального образования Санкт-Петербурга представлена образовательными организациями высшего, среднего и начального профессионального образования разных форм собственности и ведомственного подчинения. Система высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга является крупнейшей отраслью социальной сферы с общим объемом финансирования более 50 млрд. рублей. Предоставляет рабочие места для 70 000 преподавателей и других категорий работников, обеспечивающих обучение и социализацию более 400 000 студентов. Практически каждый десятый гражданин Санкт-Петербурга — это студент. Высшая школа Санкт-Петербурга включает в себя более 100 государственных и 43 негосударственных вуза, в вузах с инженерным уклоном обучаются более 80 000 студентов.
Система среднего профессионального образования включает 80 образовательных учреждений, 42 из которых имеют городское подчинение. В декабре 2011 года по распоряжению правительства РФ в ведение Санкт-Петербурга передано восемь федеральных образовательных учреждений СПО с контингентом обучающихся более 30 000 студентов и 540 преподавателей. В законе о бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год на финансирование данных учебных заведений было предусмотрено более 660 млн. рублей.
В последние годы в образовании нашего города происходят серьезные институциональные изменения, которые не только затрагивают структуру, но и способствуют эффективности использования потенциала. Так, по решению президента Д.А. Медведева, Санкт-Петербургскому государственному университету присвоен особый статус, который позволяет вести подготовку по собственным образовательным стандартам. Четырем вузам Санкт-Петербурга присвоен статус «национальный исследовательский». На реализацию разработанных программ каждому из этих вузов из федерального бюджета выделено около 1,8 млрд. рублей на срок до 5 лет.
Новые структуры в системе высшего профессионального образования — это вузы, которые реализуют программы стратегического развития. В 2011 году пять университетов Петербурга признаны победителями конкурса программ стратегического развития государственных вузов, проведенных Министерством образования и науки РФ, дополнительное финансирование — до 100 млн. рублей в год.
Необходимо также обратить внимание на вертикально интегрированные комплексы в системе профессионального образования. Образовательные учреждения СПО вошли в состав вузов, в некоторых вузах произошло открытие специальностей среднего профессионального образования. Сейчас в Санкт-Петербурге действуют 30 университетских комплексов «вуз — колледж», в среде среднего профессионального образования действуют девять горизонтальных комплексов.
В 2011 году начался процесс горизонтальной интеграции вузов, например, объединение СЗТУ и Горного университета. В настоящее время происходит формирование комплекса Санкт-Петербургского института машиностроения (ПИМаш) и Политехнического университета, а также Университета низкотемпературных и пищевых технологий с ИТМО.
|
Обращает на себя внимание то, что такая интеграция вузов идет на базе национальных исследовательских университетов, что позволит повысить качество преподавания в данных вузах за счет взаимного обогащения научно-педагогическими школами, а также усилить внедрение в обучающий процесс научных исследований и инновационных разработок.
Программа стратегического развития скорректирована, прежде всего, для государственных учебных учреждений, где основной акцент делается на подготовку специалистов в инженерно-технической сфере. Естественно, что выбор инновационной стратегии России направлен на модернизацию и технологическое развитие экономики и предполагает создание адекватной политики в области профессионального образования для решения проблем кадрового обеспечения проводимых преобразований. Президент Д.А. Медведев определил пять основных направлений модернизации экономики России. Все данные направления в Санкт-Петербурге образовательными учреждениями или научными институтами представлены.
|
Большое внимание в Санкт-Петербурге уделяется комплексной программе развития профессионального образования, которая была принята Правительством Санкт-Петербурга на 2011-2015 гг. и мероприятиям, направленным на обеспечение развития и эффективного использования научно-технического потенциала города по программе «Наука-промышленность-инновации».
Кластерный подход является ключевым необходимым элементом региональной политики. Основной целью является обеспечение ускоренного роста экономики города, объединение в кластеры промышленности, специализированных производств, научно-исследовательских и образовательных организаций и государственной поддержки кластерных инициатив.
В нашем городе разработана концепция промышленного комплекса до 2020 года, одобренная на заседании Промышленного совета Санкт-Петербурга. Мы имеем ряд приоритетных отраслей экономики города и в рамках программы «Наука. Промышленность. Инновации» названы восемь таких отраслей или кластеров.
Подготовка специалистов в системе профессионального образования по кластерам
Отрасль | СПО | ВПО | ||
контингент | выпуск | контингент | выпуск | |
Автомобильная | 5100 | 875 | 2716 | 536 |
Фармакологическая | 1496 | 269 | 416 | 122 |
Судостроительная | 3346 | 805 | 177 | 136 |
Энергомашиностроение | 5529 | 914 | 114 | 135 |
Информационные технологии | 18 194 | 3 665 | 5 106 | 881 |
Радиоэлектроника | 10 515 | 2 250 | 1 241 | 272 |
Городское хозяйство | 9 375 | 1 631 | 3681 | 801 |
Подготовка специалистов в сфере профессионального образования города для кластерных отраслей характеризуется следующими показателями: высшие учебные заведения, производящие подготовку по соответствующим специальностям и направлениям составляют 53 556 человек, выпускников — более 10 000 человек ежегодно. В учебных заведениях среднего профессионального образования эти показатели, соответственно: 14 451 и 2 883.
Переподготовка кадров в соответствие с программой переквалификации квалифицированных кадров промышленности Санкт-Петербурга осуществляется 16 государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования по специальной программе. Количество специалистов, прошедших переподготовку и повышение квалификации, за последние годы составило более 28 000 человек, а финансирование на эти цели составило только из государственного бюджета более 19,5 млн. рублей.
Происходит уменьшение доли обучающихся по укрупненным группам специальностей «Экономика и управление» и увеличение по группам инженерно-технических направлений. |
Как заметил премьер-министр В.В. Путин: «Нам нужна новая экономика». Для устойчивого инновационного роста экономики необходимо, чтобы в нее непрерывно поступали новые идеи, продукты фундаментальных разработок и просто креативные работники, готовые создавать технологии. Во многих отраслях сохранились инженерные школы, базы опытного производства. И это станет ресурсом.
Сегодня на региональном рынке труда существует высокая потребность в специалистах инженерно-технических специальностей. В связи с этим претерпела значительные изменения структура подготовки специалистов по всему среднему и высшему профессиональному образованию в Санкт-Петербурге, за последние пять лет она больше ориентируется на потребности региональной экономики. Основная тенденция состоит в том, что происходит уменьшение доли обучающихся по укрупненным группам специальностей «Экономика и управление» и увеличение по группам инженерно-технических направлений.
Динамика изменения контингента студентов учреждений СПО по группам специальностей с 2004 по 2011 гг.:
Группа специальностей | 2004 | 2011 |
Информационно-вычислительная техника | 4,9 | 6,5 |
Инженерно-технические специальности | 22 | 24,6 |
Транспорт | 5,5 | 4,7 |
Сервис, сфера обслуживания | 3,2 | 8,2 |
Здравоохранение | 10,2 | 11,3 |
Педагогика, культура и искусство | 8 | 10 |
Экономика и управление | 25,5 | 20 |
Прочие специальности | 14 | 5 |
Несмотря на то, что 2011 год был неблагоприятным в демографическом плане и количество выпускников уменьшилось, конкурс в вузах и колледжах Петербурга даже увеличился.
Результаты приема на очную форму обучения в государственные вузы Санкт-Петербурга:
Бюджетные места, тыс. чел | Конкурс на место | |
2009 | 27,9 | 8,9 |
2010 | 26,9 | 9,4 |
2011 | 27,3 | 9,2 |
Результаты приема на очную форму в государственные учреждения СПО Санкт-Петербурга:
Бюджетные места, тыс. чел | Конкурс на место | |
2009 | 11,3 | 1,7 |
2010 | 12,3 | 1,9 |
2011 | 14,2 | 2,1 |
В настоящее время правительство Санкт-Петербурга всячески поддерживает интерес молодежи к научно-техническому творчеству и инженерному знанию. На проведение разного рода конкурсов, а также стипендии успешным студентам, обучающимся по приоритетным техническим направлениям, отводится более 16 млн. рублей ежегодно.
Важную роль в преобразовании профессионального образования играют и работодатели. С их помощью создано 11 ресурсных центров. Целый ряд предприятий: Knauf, General Motors, Nissan — принимают участие в организации учебно-производственного процесса в колледжах и создании материально-технической базы для переподготовки специалистов.
В последнее время часто приходится говорить о более тесном взаимодействии учебных заведений с потенциальными работодателями. Но существует и другая проблема: связь вузов со школами, которые готовят к поступлению в учебные заведения. Надо проводить совместные мероприятия, конференции. Не забывайте и про профориентационную работу.
У системы профессионального образования и образовательных учреждений (школ) в нашем городе есть все необходимые условия для развития совместной работы, в том числе и по вопросам технического образования.
Комитет готов оказывать всевозможное содействие в этом направлении заинтересованным сторонам.
Развитие образования — зона ответственности правительства. Основные векторы работы: повышение конкурентоспособности Санкт-Петербурга, улучшение условий для обучения студентов и работы преподавателей учебных заведений».
ГлавCправ. 2012