Кемерово

Раздел Профориентация. Образовательный и карьерный маршрут

Владимир Путин: выбор профессии определяет будущее

Востребованность специальностей сегодня определяется запросами рынка. Сейчас время, когда экспортно-сырьевая экономика России должна измениться на производственно-перерабатывающую, ожидается появление целых новых отраслей для того, чтобы экономика России стала конкурентоспособной.

Образование в ближайшие годы станет главным приоритетом России, сообщил Президент РФ Владимир Путин в ходе выступления на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума в июне 2016 года.

"Мы прекрасно понимаем, что технологии создает и использует человек. Именно талант исследователя, квалификация инженеров и рабочих являются важнейшим условием конкурентоспособности экономики и страны в целом, поэтому считаю образование тем самым, на что мы должны обратить внимание в ближайшие годы", — сказал Путин на пленарном заседании ПМЭФ.

По данным Минпросвещения РФ, сегодня 60% выпускников 9-х классов и 30% выпускников 11-х классов выбирают программы среднего профессионального образования. В России насчитывается более 3,6 тыс. профессиональных лицеев и колледжей, в которых учатся около 3,3 млн студентов.

Сделать отечественное среднее профобразование соответствующим требованиям экономики и запросам рынка труда помогает нацпроект «Образование», в рамках которого определена стратегия развития этого сегмента. Работа по совершенствованию системы ведется с 2019 года.

Ожидается, что к концу 2024 года все регионы России обновят инфраструктуру учебных заведений, внедрят гибкие практико-ориентированные программы по наиболее востребованным и перспективным профессиям. В регионах откроют 100 центров опережающей профподготовки и более 5 тыс. мастерских с современным оборудованием.

В условиях импортозамещения система среднего профессионального образования оперативно и гибко перестраивается под запросы экономики.

Отраслевой подход к подготовке кадров, лежащий в основе федерального проекта «Профессионалитет», позволит решить вопросы адресной подготовки кадров для ключевых отраслей российской экономики.

Кластеры станут реальными центрами корпоративной подготовки кадров для предприятий-партнеров, что позволит существенно снизить непрофильную финансовую нагрузку на реальный сектор экономики.

Образовательно-производственный центр (кластер) проекта «Профессионалитет» – это форма тесного взаимодействия колледжей с предприятиями реального сектора экономики. Цель деятельности кластера – удовлетворение потребности предприятий в квалифицированных рабочих кадрах.

"Профессионалитет" поможет регионам решить проблему кадрового дефицита. Эта программа направлена на сокращение сроков обучения для рабочих профессий и специальностей.

В 2022 году Министерство просвещения Российской Федерации утвердило 82 новых федеральных государственных образовательных стандарта по профессиям и специальностям среднего профессионального образования. Среди них профессии и специальности в сфере медицины, лесозаготовки, геодезии и технологии продуктов питания. Обучение по этим специальностям начнется с 1 сентября 2023 года.

Минпросвещения России разработало еще 33 проекта федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям и специальностям в горнодобывающей и химической промышленностях, швейном производстве, реставрации и в ряде других отраслей.

Сроки обучения будут различаться в зависимости от профиля подготовки. Ряд профессий и специальностей можно освоить в том числе в рамках федерального проекта «Профессионалитет», в этом случае они будут адаптированы под запрос работодателей.

Примерные основные образовательные программы будут включать воспитательные компоненты, в том числе примерную рабочую программу воспитания.

Государственная итоговая аттестация по завершении обучения будет проводиться в форме демонстрационного экзамена для профессий, а для специальностей в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта.

С 1 марта 2023 г. вводится новый порядок обучения по программам среднего профобразования. Он заменит правила 2013 г. и будет действовать до 1 марта 2029 г.

Принятие нового порядка обусловлено проведением эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профобразования в рамках федерального проекта "Профессионалитет".

В.В. Путин поручил правительству разработать справочник востребованных профессий. В него будут также включены и новые перспективные специальности. Кроме того, правительство должно обеспечить принятие закона о профстандартах для приёма на работу для того, чтобы выпускники со специальностью, полученной в учебном заведении, могли сразу устроиться на предприятие по полученной квалификации. Такое соответствие должно быть заложено в новом Законе о профстандартах.

«Правительству Российской Федерации совместно с Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям:

Разработать с учётом ранее данных поручений национальный справочник профессий, востребованных на рынке труда, предусмотрев включение в него новых и перспективных профессий.

Из Перечня поручений Правительству 20.02.15 www.kremlin.ru

ГлавСправ видит свою роль в исполнении поручений Президента и Правительства РФ в размещении адекватной экономическому состоянию страны информации о востребованных специальностях.

Мы составили справочник востребованных профессий для тех, кто собирается получить профессию в учреждениях среднего профессионального образования и в высших учебных заведениях.

Понятия «профессия» и «специальность»

Профессия - это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках данной профессии.

Например, профессия - токарь, специальности в рамках данной профессии: токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик, токарь-револьверщик.

Профессия учитель, специальности в рамках данной профессии: учитель физики и информатики, учитель физики и иностранного языка, учитель русского языка и литературы, учитель русского и иностранного языков, учитель русского языка как иностранного, учитель иностранного языка и литературы, учитель экономики и права, учитель изобразительного искусства, учитель технологии и предпринимательства и т. д.

    На основании полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация. Так, в соответствии с системой подготовки кадров выпускникам вузов могут быть присвоены следующие квалификации (степени, если иметь в виду ступенчатую систему образования в вузе):
  • квалификация (степень) бакалавр может быть получена студентом при освоении им основной образовательной программы (ОП) высшего профессионального образования, рассчитанной на четырехлетний срок обучения;
  • квалификация дипломированный специалист может быть получена при освоении студентом непрерывной основной образовательной программы высшего профессионального образования, рассчитанной на пятилетний срок обучения или, при освоении ступенчатой основной ОП предыдущей ступени и получении квалификации (степени), бакалавр (программа также рассчитана на пятилетний срок обучения, включая бакалавриат);
  • квалификация (степень) магистр может быть получена при освоении ступенчатой основной ОП высшего профессионального образования при условии успешного выполнения основной ОП предыдущей ступени и получения квалификации (степени) бакалавр (программа рассчитана на шестилетний срок обучения, включая бакалавриат).

Сориентироваться в десятках тысяч существующих профессий и специальностей можно с помощью классификации профессий.

Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011