03.04.2012
Доклад заместителя министра образования и науки РФ Сергея Владимировича Иванца «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России» на пленарном заседании в рамках Санкт-Петербургского образовательного форума-2012.
«Уважаемые коллеги! Вначале хотел бы передать самые теплые приветствия и хорошие пожелания в адрес форума от Министра образования РФ А.А. Фурсенко, человека, который также получил инженерное образование в Петербурге.
Тема инженерного образования исключительно важна. Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что успех любого мало-мальски серьезного проекта — это вопрос команды, которая над ним работает. Не исключением будет тот масштабный проект, частью которого мы все с вами сегодня являемся — проект модернизации экономики России.
Вклад образовательного и научно-исследовательского сообщества в эту сложную, чрезвычайно масштабную задачу не случаен, поскольку инженерное образование мы законно ставим во главу угла. Модернизация, с какой стороны ни посмотри, — это в большой степени технологический процесс. И чтобы появились результаты, которых мы ожидаем, теми, за которые несем определенные обязательства, необходимо высокое качество кадрового потенциала.
Для этого нужна инициатива не одного человека, а большой команды: тысячи, миллиона заинтересованных людей. Это чрезвычайно непростая задача. Но мы не одиноки в ее решении. Схожая проблема возникла сегодня во всех странах мира, в том числе и самых развитых. Спрос на инженерные компетенции, инженерные таланты растет быстрее, чем уровень обеспечения этими талантами.
В Японии, Нидерландах, Норвегии, Корее спрос на инженеров ежегодно увеличивается на 5-10% . |
Например, Германию в ближайшие годы ожидает нехватка специалистов инженерных специальностей в большинстве отраслей. Дания говорит, что ей не будет хватать к 2015 годы 14-15 тысяч квалифицированных инженеров. Если посмотреть в целом по университетам мира, то количество технических университетов возрастает, а доля их снижается. Благодаря такому процессу, потребность инженерных специалистов в передовых развивающихся странах. По сравнению с 90-ми годами, в Японии, Нидерландах, Норвегии, Корее темп спроса ежегодно увеличивается на 5-10%.
Наши вузы сейчас готовят около 20 000 молодых людей, выходящих с инженерными специальностями из университетов. Немаленькая цифра. Но практика показывает, что около половины из них не остаются в своей профессии. Причин, вероятно, много, и вряд ли есть какая-то одна единственная.
Значимая причина — престиж инженерного дела. Помните, в детстве мы читали роман Жюля Верна «Таинственный остров»? В нем пятеро американцев во время войны Севера с Югом бежали на воздушном шаре и оказали на необитаемом острове, куда их занесла буря. Они выжили и спаслись благодаря тому, что каждый владел некими уникальными компетенциями. Ядро команды представлял инженер Сайрес Смит. Он обладал настолько обширными практическими способностями, что сумел на необитаемом острове наладить производство стекла, взрывчатых веществ, выплавку металла, кораблестроение и многое другое.
Книга, о которой идет речь — это фантастический роман. Но если говорить о навыках, знаниях, престиже — не к таким ли критериям оценки мы должны стремиться?
Недостаток престижа и компетенций тесно связаны, и неизвестно еще, что первично. Невозможно требовать престижа и уважения, не продемонстрировав действительно высокие инженерные качества. Но одновременно нет мотивации и повышать инженерные компетенции, если это дело не имеет престижа в обществе.
Вместе с тем инновационное развитие не останавливается и не оставляет нам других шансов. Инженерное образование должно меняться и, с моей точки зрения, за последние годы действительно произошли некоторые значимые изменения, движущим моментом которых были меры, которые предпринимались последовательными действиями в этой области.
О чем идет речь? О кооперации вузов с институтами государственной Академии наук, отраслевыми научно-исследовательскими институтами, предприятиями промышленности в форме суперкомпьютерных центров, центров нанотехнологий и биотехнологий и т.п.
Финансовую и организационную основу этой кооперации (которая включает существенную международную составляющую) заложили всем известные постановления Правительства: ФЗ №№ 218, 219, 220. Они позволили существенно повысить текущий уровень инженерного образования, выделить те ведущие вузы, которые в состоянии обеспечить качественное образование, а главное, заложить базу для дальнейшего развития. Те вузы, кто до этого причисляли себя к техническим и инженерным, встали перед вполне осознанным выбором: либо равняться на лидеров, либо признать, что инженерное образование — не их компетенция и заняться другим общественно полезным делом. Поскольку очевидно, что конкурировать выпускники таких вузов с передовыми в инженерной области совершенно точно не смогут.
Благодаря постановлению правительства РФ № 220, за последнее время около 80 ученых мировой величины приехали для работы в российских вузах. |
При всех организационно-бюрократических сложностях эти меры реализуются неплохо. Приведу пример, который будет понятен всем: благодаря постановлению № 220 около 80 ученых мировой величины приехали для работы в российских вузах. Проведен целый ряд встреч руководителей нашего государства с этими учеными, в значительной мере благодаря их содержательным заключениям, были внесены изменения в ФЗ № 94 о закупках, которые касаются закупок материалов для проведения научно-исследовательских работ.
Руководство страны уделяет повышенное внимание инженерным специальностям, потому что это очень важно в плане создания новой экономики технологического уклада.
Другое важное событие: год назад на заседании президентской комиссии по модернизации глубоко обсуждался вопрос инженерного образования, и президент Д. Медведев дал ряд поручений. Не могу сказать, что на сегодняшний день все они выполнены полностью, но сделано немало. В первую очередь, это касается президентской программы повышения квалификации инженерных кадров. Разработанный проект предусматривает финансирование из бюджетных средств в объеме 750 млн. руб. на три года. За это время порядка 15 000 специалистов должны повысить квалификацию в ведущих образовательно-исследовательских центрах, как в нашей стране, так и за рубежом. Очень важный, с моей точки, зрения момент: предусматривается софинансирование обучения специалистов организациями, которые готовы пригласить к себе на работу такого квалифицированного специалиста. Проект сейчас на рассмотрении в администрации президента.
В ряду мер стоит и снижение госзаказа на непрофильные для инженерно-технических вузов направления обучения. Для повышения квалификации и качества выпускаемых специалистов-инженеров принято и другое решение: проект о перечне направлений подготовки, которые соответствуют приоритетным направлениям модернизации экономики технологического типа России.
Недавно, 14 марта, в открытом доступе был размещен объемный документ: «Стратегия 2020». Примечательны в этом документе отличия от схожих концепций, которые всегда отмечали важность таких факторов роста экономики страны как наличие природных ресурсов и большого внутреннего рынка. Теперь в центре внимания концепции — высокое качество человеческого капитала и научный потенциал.
К 2018 году планируется вдвое увеличить зарплату преподавателей вузов и ссузов по отношению к среднему уровню по экономике. |
Чтобы обеспечить тот самый потенциал, который нам необходим, и который мы заслуживаем, в стратегии предусмотрен целый ряд мер. Стратегия упоминает «эффективный контракт с преподавателями». Проще говоря, это достойная оплата вузовских преподавателей. По международным стандартам хороший уровень: 200% от средней зарплаты для вузов и 150% для колледжей. Такие цифры ставят необходимыми для достижения США и развитые страны. Совсем недавно, на заседании президиума правительства В.В. Путин заявил, что к сентябрю текущего года зарплаты преподавателей должны быть доведены до среднего уровня по экономике. А к 2018 году планируется вдвое превысить этот уровень и достичь того самого мирового показателя.
«Стратегия 2020» отмечает прикладной бакалавриат как важный элемент высшего образования, который наряду с фундаментальными знаниями дает и квалификацию для работы со сложными технологиями и, что немаловажно, ликвидирует тот социальный разрыв, который существует между высшим образованием и рабочими специальностями.
Очень важный момент, в первую очередь, для вузов инженерного технического профиля — прозрачность образовательных учреждений. Легко проследить карьеру и доходы выпускников-инженеров, определить положение вуза в системе рейтингов, переквалификации, когда вся необходимая информация открыта для абитуриентов и обучающихся. Стратегия указывает на необходимость независимой аттестации: чрезвычайно важно, чтобы внешняя оценка качества проводилась людьми и организациями сторонними и давала объективные представления об освоении профессиональных компетенций.
Доля исследовательских университетов будет составлять до 50% от общего числа вузов России. |
В рамках Стратегии также планируется развитие исследовательских университетов. Вузы, которые сочетают в себе исследовательскую и образовательную деятельность, будут составлять до 50% от общего числа.
Отмечу конкуренцию вузов при распределении государственного задания и оптимизацию сети учреждений профессионального образования. У нас огромное количество вузов, но качество образования в некоторых порой принципиально отличается в худшую сторону, по сравнению с вузами лидирующей или средней категории. Видимо, нет другого выхода, кроме объединения слабых вузов, потерявших связь с рынком, обладающих низкими показателями активности. Это, возможно, сохранит их потенциал в инфраструктуре.
Важно отметить, что в работе вузов постоянно должна присутствовать международная составляющая. Наши иностранные партнеры — еще и конкуренты. Инженерное образование сейчас чрезвычайно открыто по своему характеру и вряд ли может ограничиться рамками страны. Поэтому, если хочешь быть конкурентоспособным, нужно представлять, с кем предстоит бороться, в том числе и за рубежом.
Инженерная деятельность — это процесс, который не может быть пройден один раз и на всю жизнь. Она требует совершенствования на протяжении всей жизни. Инновации — вещь коротко живущая и быстро умирающая, если она не востребована. Чтобы эти инновации возобновлялись и появлялись новые, совершенно необходимо саморазвитие каждого инженера, образование через всю жизнь.
Думаю, мы на верном пути возрождения инженерной славы России».
ГлавCправ. 2012