10.02.2012
В пятницу, 3 февраля в 15.00 в актовом зале НИУ ИТМО состоялась встреча министра образования и науки А.А. Фурсенко с петербургскими студентами. Принять участие в дискуссии и задать вопросы первому лицу ведомства могли все желающие.
В начале беседы министр обозначил темы, наиболее важные, на его взгляд, для обсуждения с аудиторией. Это вопросы востребованности выпускников, адаптированность содержания высшего образования потребностям студентов, наличие необходимых программ и инструментов для их подготовки к реалиям современной экономики и науки, а также вопросы ежедневного социального обеспечения быта и досуга студентов.
«Если бы будем касаться только «высоких» тем и не обсудим то, что я сейчас обозначил, это будет неправильно, — объяснил свое намерение министр. — У всех останется чувство недоговоренности».
Встреча проходила в интерактивном режиме: студенты задавали министру вопросы, и он наиболее подробно останавливался на тех, которые казались ему наиболее важными.
Дмитрий, профсоюз ЛЭТИ:
«Стипендия в советское время (40 руб.), составляла примерно 33% от средней зарплаты. Сегодня это соотношение — около 7%. Какие шаги планирует правительство для увеличения стипендии?»
А.А. Фурсенко:
«Мы сейчас идем по пути увеличения стипендиального фонда, и для этого активно работаем с профсоюзными организациями. Причем увеличивается не только базовая составляющая выплат, но, что гораздо важнее, и премиальная. Она дается за достижения студента в учебе, научной работе, общественной жизни…
В прошлом году стипендиальный фонд был распределен так, что примерно 200 тыс. человек получили в среднем по 8 тысяч рублей. На мой взгляд, это шаг вперед и дальше мы будем двигаться именно в этом направлении. За прошедший год стипендиальный фонд увеличился на 9 млрд. рублей, в распределении этих средств профсоюзные структуры имели большую роль, чем раньше. Если мы покажем эффективность данного подхода и сумеем разработать более эффективную систему распределения, то у нас будут все основания, чтобы поставить перед правительством задачу и дальше увеличивать этот фонд.
Кроме студентов, которые показывают отличные результаты в учебе, такие выплаты получат и те, у кого действительно тяжелые социальные проблемы. Хотя, по нашей информации, вузы не всегда используют всех возможностей перераспределения стипендий для социально необеспеченных групп студентов. Из допустимых 50% выделяется только 10% средств. Это связано с огромной бюрократической волокитой: чтобы получить социальную стипендию, нужно собрать дикое количество справок. Поэтому важно, чтобы студенческие организации приняли в этом непосредственное участие, т.к. вы лучше знаете, кто реально заслуживает стипендию и нуждается в ней».
Валерия Зотова, РГПУ им А.И, Герцена:
«Я заканчиваю психолого-педагогический факультет РГПУ, по специальности «психолог». Но, приходя в школу, узнаю, что там нет ставок для таких специалистов как я. Хотя потребность в психологах очевидна. Когда же будет ставка психолога в любой школе?»
А.А. Фурсенко:
«Дело в том, что сегодня в школах нет такого понятия как «ставка». Вся политика в образовательной сфере направлена на создание фонда заработной платы, которым может распоряжаться, в первую очередь, сама школа. Финансирование учебного заведения привязано не к количеству учителей, а к количеству учеников. Я считаю, что это правильно: в центре находится тот, кто учится, а не тот, кто учит…
Конечно, каждая школа заинтересована в том, чтобы оптимизировать расходы. И чем меньше учителей в ней работают, тем больше они будут получать. Но тут возникает другая проблема: популярность такой школы. Ведь ученики пойдут только туда, где уверены, что получат хорошее образование и хорошие условия обучения. И психологическая работа с детьми — важнейшая составляющая работы любого педагогического коллектива. Роль специалистов, которые бы которые бы создавать максимально комфортные условия для ребят, велика.
Министерство рекомендует усиливать присутствие психологов, наряду с логопедами, например, но не может приказывать напрямую. Школы — это муниципальные учреждения, их финансирование идет из регионов. А штатное расписание, форма организации школы — это сфера ответственности не только педагогического коллектива, но и родителей, управляющего совета, который должен играть в ней большую роль.
Ваша задача в этом случае — убедить и родителей, и руководство школы, что вы, несмотря на затраты, привлечете в школу большое количество ребят, что она станет более конкурентоспособной. А за новыми учениками придут новые бюджетные средства. Это окупит и расходы на зарплату, и на вашу деятельность, на кабинет и пр.»
Виктория Кожевникова, СПбГАСУ:
«Проучившись до 5 курса на специальности «Архитектура», мы вынуждены сдавать бакалаврские экзамены и продолжать обучение уже в магистратуре платно (около 75 тыс. рублей в семестр). Это связано с тем, что руководство вуза посчитало 4 года обучения на специалитете к бакалавриату, значит, мы уже якобы получили первое высшее образование. Как можно решить эту проблему, не обращаясь в суд?»
А.А. Фурсенко:
«Я знаком с этой проблемой, вчера мы уже начали маленькое расследование. На мой взгляд, вы абсолютно правы, т.к. изначально поступали на специалитет. Перевод без вашего согласия на бакалавриат, как мне представляется, абсолютно неправомочен.
Пока я не обещаю вам быстрого решения, т.к. не могу сказать, какие точно бумаги за этим стоят. И я тоже не хотел бы, чтобы данный вопрос решался в суде, и не только потому, что это стыдно… не только для университета, но и для министерства, которое им руководит. Но и потому, что это было бы неправильно по отношению к студентам.
Я думаю, вы имеете полное право доучиться на специалитете в рамках того нормативного срока, который был определен заранее, если я правильно понимаю, это 6 лет? Постараюсь, чтобы в течение следующей недели все вопросы были решены».
ГлавCправ. 2012