17.10.2011
На прошлой неделе в БГТУ «Военмех» состоялся круглый стол «Качественная подготовка специалистов — гарантия национальной безопасности страны». Участники — представители технических вузов, собрались, чтобы поговорить о проблемах образования в области обороноспособности страны, привлечении внимания государства и общества к подготовке в учебных заведениях и взаимодействии вузов и ссузов с отраслевыми предприятиями.
На круглом столе выступил ректор БГТУ «Военмех» им Д.Ф. Устинова Константин Михайлович Иванов:
«Военмех» — это вуз, который был образован в 1932 году для подготовки кадров в области обороны. Отсюда и специфика вуза, и особенности подготовки наших специальностей.
Изначально «Военмех» занимался только оборонными специальностями. На данный момент развития мы стали диверсифицировать специальности, появился термин «двойные технологии». «Военмех» получил статус университета и теперь больше занимается вопросами комплексной безопасности, в частности, оборонной безопасности страны. Это конструкторская и технологическая подготовка высококлассных специалистов для оборонных отраслей промышленности.
Но этим мы не ограничиваемся, рассматривая также вопросы информационной безопасности. Сейчас в университете работает достаточно сильный информационный факультет, вопросами экологической безопасности занимается аэроракетостроительный факультет и факультет систем управления. Также мы занимаемся и гуманитарным управлением: есть кафедра политологии, которая занимается политикой и безопасностью уже в рамках геополитических проблем.
Мы как вуз позиционируем себя на современном уровне в вопросах комплексных проблем безопасности.
Качество подготовки специалистов — это визитная карточка БГТУ «Военмеха». В советское время обороне придавали большое значение, и нас всегда хорошо финансировали. Так сложилось, что требования к качеству преподавания были очень высокими. А теперь жизнь заставила перестраиваться, но мы постарались сохранить наработанное.
В рамках круглого стола нам важно понять, что мы относим к проблеме качества образования. Сейчас существует множество рейтингов вузов, международных и внутренних, и везде прослеживается качество образования, иногда к нему относят не всегда очевидные факторы.
Например, процент иностранных студентов в вузе. По-своему это оправдано: чем больше иностранцев поступают в этот вуз, тем скорее образовательные программы будут развиваться на уровне лучших мировых стандартов.
Другой показатель — востребованность выпускников. Применить это к нашим условиям не так просто, и когда мы вступали в Болонский процесс, у нас была иллюзия, что мы меньше всего к ней готовы. Но в результате ряда встреч и консультаций в министерстве выяснилось, что другие страны не ближе к идеальным показателям, а может и дальше.
Европейские лидеры в этом вопросе: Германия и Англия; а вот Финляндия и Норвегия весьма далеки от того, чтобы сразу и легко интегрироваться в Болонский процесс. И это говорит не о том, что у них плохое качество образования, а о том, что единых подходов сейчас нет. Выработать их — очень сложная задача, но эта задача сейчас актуальна.
Неделю назад министр образования и науки А.А. Фурсенко заявил о претензиях правительства России к качеству образования в отечественных вузах.
Таким образом, задача поставлена. Но как ее решать в свете последних изменений системы образования? Мы перешли на двухуровневую систему образования, с развитием промышленности изменились требования работодателя, идет научно-технический прогресс... Очевидно, что тема качества образования связана со статусом и обороноспособностью нашей страны. Необходимо добиться, чтобы уровень качества нашего научно-образовательного процесса был конкурентоспособным.
Эти вопросы далеко не просты и требуют законодательной огласки, обратной связи с работодателями и школами. Бытует версия, что в школе сейчас учат хуже. Я не уверен, что это так. Говорят, что абитуриенты стали хуже. И снова: ребята просто стали другими, у них другие цели, другие настроения, другие приоритеты в жизни. Значит, надо как-то менять приоритеты…
Мы в своем вузе эти проблемы решаем. Вот уже несколько лет в «Военмехе» проводится конференция «Вуз-Школа-Предприятие». Мы считаем, что комплексный взгляд на обозначенную тему: проблема качества образования, востребованности, успешности выпускников — должна рассматриваться и на уровне школы, и на уровне вуза и на уровне работодателя. Не бывает плохих школьников, не бывает плохих студентов, бывают смещенные акценты.
Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова
ГлавCправ. 2011